Древнерусская иконопись. Главные образы и сюжеты

Иконографический канон

Вместе с принятием

В Византии были выработаны строгие каноны, которые ограничивали круг того, что может быть изображено в картине, регламентировали способы и приёмы живописного изображения,

Об иконографическом каноне и вообще о языке иконописи можно посмотреть на моём

Любимым видом живописи в Древней Руси стала и́конопись, которая получила гораздо большее развитие не на родине, а на русской земле, став своеобразным символом русской культуры и древнерусского искусства.

Слово «ико́на» переводится с греческого языка (напомним, что это был язык, на котором говорили в Византии) как «о́браз», поэтому на Руси иконы называли ещё образа́́ми.

Икона – это картина религиозного содержания, написанная на досках, натуральными (темперными или минеральными) красками, с соблюдением иконографического канона. Образа́ми украшались интерьеры церквей, и они были непременным атрибутом русского средневекового жилища, от царских палат, до самых бедных изб и хижин. Ими освящали культовые и гражданские постройки, благословляли на новые дела и на брачные союзы, дарили близким людям по особым случаям, их брали с собой на войну бойцы, с ними провожали в последний путь и т.д.

Таким образом, вся жизнь русского человека проходила с иконами, которые становились неотъемлемой частью его мышления. К иконам относились, как к священным предметам, их нельзя было, как картину, повесить на стену. Образа́ ставились на специальную полку в «красном» (переднем, лучшем) углу дома, и в случае опасности – пожара, землетрясения, нападения врагов, их старались спасти в первую очередь. Когда изображение темнело от времени, или «изнашивалось», икону бережно «поновляли».

Глядя на икону, русский человек редко задумывался о её художественных достоинствах, потому что видел в ней не картину, а святыню, не изображение какого-либо святого, а его самого, к которому обращался непосредственно во время молитв.

Причём иконографический канон строго регламентировал что, кого и каким образом можно было изображать. Cоздавались даже специальные книги — «про́риси» или «по́длинники». Они могли быть «лицевыми» — где показывалось, как надо писать лики святых или сюжет из их жизни, и «толковыми» — поясняющими, «толковавшими», каких правил следует при этом придерживаться.

Например, про изображение какого-либо святого можно было прочитать следующее: «образом велик, брада невелика, разсохата мало» или «сед, брада долга до пояса, на конце узка, не подвоилась, но повисла в один косм» и т.п.

Характерными особенностями иконописных изображений становятся спокойный и серьёзный взгляд увеличенных глаз, высокий выпуклый лоб, окружённый сияющим золотым нимбом, статичность позы, декоративность и условность одежды, с многочисленными складками, создающей иллюзию бесплотности, бестелесности фигуры.

Здесь мы остановимся подробнее на самых распространённых образах и сюжетах в иконописи.

Образы Спа́са (Христа)

Безусловно, самым важным и значимым образом в древнерусской иконописи стал образ Иисуса Христа, Спасителя или, как говорили в старину – Спаса. В зависимости от того, для какого храма предназначалась икона, или от того, где в пространстве она должна была находиться, получили распространение разные способы изображения – иконографические типы или изво́ды Христа. Вот некоторые, особенно популярные из них:

  • Спас Нерукотворный

Согласно легенде, во времена жизни Христа, тяжело болевший эдесский царь Авгарь, приказал слуге привести к нему Иисуса, про которого говорили, что он умеет не только исцелять все болезни, но и воскрешать мёртвых. Когда же посланник царя явился к Спасителю, тот отказался идти к больному, но омыл водой своё лицо и приложил к нему чистое белое полотенце, на котором чудесным образом запечатлелся лик Христа. Получив это изображение, Авгарь исцелился. Именно к этому образу, сотворённому не руками художника, а по воле Божией, восходит иконографический тип Спас Нерукотворный.

На таких иконах вы увидите на фоне нарисованного белого пла́та (платка – полотенца) только лицо Иисуса, в окружении светящегося золотого кольца – нимба, расчерченного крестом. Иногда изображение дополняется начальными буквами греческих слов «Я есмь Истинный».

  • Спас Вседержитель или по-гречески Пантократор

В таком изводе Христос изображается как владыка всего Мира (поэтому часто изображение Христос-Пантократор помещается в куполе храма).

Здесь фигура Иисуса показывается до пояса (поясное изображение). В левой руке его находится книга (Евангелие), а пальцы правой руки, зачастую, сложены именнословно – то есть, их сложение условно-графически образует аббревиатуру имени Иисус Христос (отставленный мизинец – I, скрещённые указательный и средний пальцы – Х).

  • Спас на престоле и Спас в Силах

Здесь Христос представлен не только как Владыка Мира, но и как Великий Судия – прощающий или карающий человечество во время Страшного Суда. Этот извод показывает полное изображение Иисуса, восседающего на троне (престоле) с раскрытой книгой в руках на словах: «Я свет всему миру, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь жизнь вечную».

Иногда его фигура на иконе помещается в центре разноцветных, наложенных друг на друга геометрических фигур – четырёхугольник, овал, ромб. Если присмотреться к такому изображению внимательно, то можно заметить в этих символических фигурах-знаках полупрозрачные лики, окружённые крыльями — это образы ангельских чинов, называемые Си́лами. Поэтому подобный иконографический канон получил название Спас в Си́лах.

На иконах, изображающих Спасителя, большое значение придавалось расцветке его одежды (на нём, как правило, красный или пурпурный хитон (платье) и синий гиматий (плащ)), которые рассматриваются символически, дополняя характеристику этого образа (смотрите

Образы Богоматери

Не менее почитаемыми и любимыми на Руси, кроме Спаса, были и образы его матери – Богородицы Девы Марии. Согласно преданию, первое изображение Богоматери было написано ещё при её жизни апостолом-евангелистом Луко́́й, который впоследствии стал считаться покровителем всех художников. К этому прижизненному изображению возводили все появившиеся богородичные изводы.

  • Богоматерь Умиление, по-гречески – Елеу́са

Любимый тип богородичной иконы на Руси. Дева Мария на ней изображена до пояса, с младенцем-Христом на руках. Особенностью этого извода является проявление реальных человеческих чувств между персонажами – Иисус нежно прижимается своей щекой к материнской щеке. Именно к такому иконографическому типу относится шедевр иконописи – Богоматерь Владимирская – икона, созданная в Византии, и в XII веке перевезённая на Русь.

Она считается чудотворной иконой (ей приписывают неоднократные чудесные спасения русской земли во время различных войн), национальной русской святыней, покровительницей Руси. Возможно, такой знаменитой её делает то мастерство, с которым византийский художник изобразил внутренний мир Марии, которая, предвидя трагическую судьбу своего Сына, переживая за него, готова на великую жертву во имя Мира и человечества. Всё это отражается во взгляде огромных печальных глаз Богородицы на этой иконе.

  • Богоматерь Одигитрия или Путеводительница

Это тоже поясное изображение Богородицы с младенцем-Христом на руках. Однако здесь нет соприкосновения щеками матери и дитя. Христос строго смотрит на молящихся, сжимая в одной руке свиток, а пальцы другой руки, сложив в благословляющем жесте.

  • Богоматерь Знамение

Слово «знамение» в русском языке обозначало «знак», «предначертание». Также поясное изображение Девы Марии, на груди которой помещается круг – медальон, в котором вписано погрудное изображение младенца-христа.

  • Богоматерь Оранта – Молящаяся

Изображение Богородицы в полный рост с поднятыми к небу руками в неустанном молении Богу о земле и людях. Именно такое изображение украшает конху апсиды

Если же в центре такой фигуры помещён круг-медальон с погрудным изображением младенца-Христа, как на иконе Богоматерь Знамение, то такой извод будет называться Великая Панагея (Всесвятая).

Традиционно цвета одежды Богоматери на иконах с её изображением, пишутся так же, как и одежды Христа, только в зеркальном отражении: хитон – синим, а гиматий – пурпурным.

Ангелы и архангелы

Важными персонажами древнерусской живописи являются ангелы и архангелы – небесные силы, помощники Бога.

Чаще всего на иконах встречается изображения архангела Михаила и архангела Гавриила. Первый из них изображается с атрибутами воина – щитом и мечом или копьём, так как согласно библейскому преданию, он является предводителем небесного воинства (греч. «архистратиг»), победителем Сатаны (Люцифера), покровителем всех воинов на земле.

Второй из архангелов – Гавриил, является посланником Божьим, вестником, открывающим избранным волю Господа. Чаще всего мы можем его увидеть в изображениях Благовещения.

Одним из самых популярных образов, где главенствуют изображения ангелов сюжет Троица Ветхозаветная. Это, с одной стороны, иллюстрация библейской легенды о явлении пророку Аврааму трёх ангелов – посланников Божьих. С другой стороны – это воплощение в живописи догмата о триединой сущности бога, и ангелы на иконе – это ипостаси христианского божества: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Ангелы и архангелы являются частыми участниками икон, изображающих библейские события, отмечаемые как христианские праздники. Главные из них, назывались двунадеся́тыми (по их количеству – 12).

В их числе: Благовещение – явление Деве Марии архангела Гавриила с вестью о том, что она станет матерью Сына Божьего; Рождество – рождение Девой Марией Иисуса Христа; Крещение – совершение обряда крещения Христом в водах реки Иордан от Иоанна Предтечи (Крестителя); Распятие – казнь Христа на кресте; Воскресение Христово; Успение Богородицы – смерть Девы Марии в окружении апостолов и её вознесение на Небо и др.

Образы святых

В иконописи большое место занимают образы святых. Это люди, которые прославили себя праведным служением Богу: погибшие за веру мученики (страстотерпцы), иерархи (отцы) церкви, утверждавшие её вероучение, апостолы – 12 учеников Иисуса Христа, распространившие по миру его учение (самые любимые из них – Пётр и Павел), евангелисты – создатели «Евангелия» — части Библии с рассказами о жизни и учении Христа — Матфей, Марк, Лука и Иоанн, монахи-подви́жники (совершившие духовный подвиг) и т.п.

Считалось, что святые, вознёсшиеся на Небеса после смерти, выполняют функцию посредников между людьми и Богом, отмаливая людские грехи, являются небесными защитниками людей, нуждающихся в чудесной помощи.

Большое распространение на Руси получил особый тип иконографии святых – жити́йная икона. Поскольку иконы зачастую воспринимались как «писания для неграмотных», то иногда изображение святого, занимавшее центр доски – сере́дник, дополнялось сценами из его жизни (жития́), поясняющими верующим, почему он удостоился канониза́ции (причисления к лику святых). Эти фрагменты биографии размещались в небольших прямоугольниках, называемых кле́ймами, опоясывающих икону по периметру. Такой тип изображений назывался ещё «святой в клеймах».

Кто же создавал иконы, и какие имена древнерусских живописцев сегодня известны? Об этом я расскажу в следующей статье.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций: