Древнерусское зодчество. Собор Святой Софии в Киеве

Самые ранние церковные постройки, о которых нам сообщают летописи, до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Однако из древних письменных свидетельств мы знаем, что столица русского государства – «матерь русских городов» — Киев, к одиннадцатому веку, мог своей красотой и многолюдностью конкурировать не только с любым западно-европейским городом, но даже с самим Константинополем! Так в одном из древних письменных документов сообщается, что в Киеве было «более четырёхсот церквей и восемь рынков, а народу же неизвестное количество».

Соперничая с Византией, желая уподобить Киев Константинополю, киевский князь Ярослав Мудрый (сын Владимира Красное Солнышко) начинает строительство главного – кафедрального собора на Руси, освящённого в честь Святой Софии – Мудрости Божией, также, как и

Когда строительство и отделка его были закончены, то поражены этим величественным храмом были не только жители Киева, но и иностранцы, посещавшие столицу Древней Руси.

Первый русский митрополит Илларион восхищённо говорил: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».Итальянский путешественник Павел Аллепский писал, что «ум человеческий не в силах её обнять». Епископ киевский Иосиф Верещинский в XVI веке отзывался о Софии Киевской так: «Весьма многие согласны в том, что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского».

Софийский собор стал главным культурным центром Русского государства, сосредоточив вокруг себя всю религиозную и общественно-политическим жизнь: здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей на престол, у его стен собиралось киевское вече, в храме трудились летописцы и размещалась первая русская библиотека.

Сегодняшний облик Киевской Софии весьма отличается от первоначального.

Только по старинным письменным источникам мы можем судить о том, как выглядел этот храм в период расцвета Киевской Руси. Предполагается, что его окружали широкие и просторные галереи-гульбища, из которых «вырастали» неокрашенные кирпичные стены основного массива здания. Кровлю же собора венчали 13 глав, динамично сужающимися кверху уступами.

Интерьеры собора Святой Софии были не менее роскошны. Их украшали многоцветные мозаики и настенные росписи – фрески, немалая часть которых сохранилась до наших дней. Расположение живописи в пространстве храма полностью соответствовало византийскому канону – самые важные образы помещались в верхних ярусах и в восточной части собора. Иерархия сюжетов и образов подчёркивалась и техникой живописи – подкупольное пространство и алтарную часть украсили мозаики, а все остальные части интерьера были расписаны более дешёвыми фресками.

Впечатляющее зрелище открывается входящему в храм Св. Софии в Киеве. Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа-Вседержителя. Он – Великий Судия, окружён фигурами четырёх архангелов. Ниже, в парусах, находятся изображения евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, донёсших миру «Благую весть» — учение Христа. Следующий ярус – те, кто распространил Слово Божие в разные уголки Света – верные ученики Спасителя – 12 апостолов.

И прямо навстречу входящему в храм, из полумрака апсиды словно выходит в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми в молении руками – Богоматерь Оранта (Молящаяся).

Её фигура выглядит несколько тяжеловесной, непропорциональной и угловатой, но от всего ее облика веет каким-то особым спокойствием, надёжностью и уверенностью. Ещё в те далёкие времена этот образ прозвали «Нерушимой Стеной».

Существует легенда, согласно которой во время вторжения армии Батыя в 1240 году, жители Киева укрылись в Софийском соборе. Захватчики решили протаранить стену этого последнего убежища киевлян, как раз ту, где находилось изображение Богородицы. И, как гласит это предание, благодаря её заступничеству, стена устояла, а жители города были спасены.

Гораздо хуже сохранились до наших дней фрески, некогда украшавшие собор. Однако, судя по тем фрагментам, которые уцелели, художники запечатлели под сводами Софии Киевской не только священное писание и святые образы, но и своих современников. Например, здесь были помещены изображения киевского князя Ярослава Мудрого с женой Ириной и их детей – на одной стене дочерей, а на противоположной – сыновей.

Но ещё более интересны фрески лестничных башен, ведущих на хоры, не случайно в литературе их называют “окном в исчезнувший мир”. Здесь представлена жизнь Константинополя (или как его называли на Руси – Царьград) и Киева эпохи Ярослава Мудрого. Художники изобразили и ипподром с многочисленными зрителями, и молодую княжну, выходящую из хоро́мов, и княжескую охоту.

Весьма необычными для церковного интерьера выглядят сцены «потех» со скоморохами, ряжеными, борцами, танцорами, дудочниками и даже дрессированными медведями.

Кроме этого, на внутренних стенах собора, сохранилось около трехсот граффити – надписей и рисунков, относящихся к XI–XIII векам, сделанных руками древнекиевских «хулиганов». И то, за что сегодня ругают школьников, в данном случае рассматривается как бесценное свидетельство эпохи, историческое и культурное сокровище!

Наряду с молитвенными обращениями к богу, здесь встречаются и надписи вроде «здесь был …», и карикатурные рисунки шуточного характера.

Сохранилось здесь и любовное послание XII века. Некая девица пишет объекту своего сердечного томления следующее: «Куприяне, гораст е си, елы суе расмаглитца» ("Куприян, красивый же ты, сколько мне еще зря распыляться")

Или вот такое неожиданное послание, оставленное на стенах храма:

Многие граффити содержат точную дату и служат одним из основных свидетельств о бытовой письменности и разговорной речи киевлян, являясь, таким образом, важным историческим, лингвистическим и палеографическим источником.

Жаль, что из «более четырёхсот церквей и храмов», построенных в древнем Киеве сохранился лишь один. И если все они были столь же великолепны, то понятны, звучащие с гордостью за свою землю, слова митрополита Иллариона, произнесённые им в память о князе Владимире – крестителе земли Русской: «Встань, благородный муж, из своего гроба!.. Взгляни на город, величеством сияющий, на церкви цветущие, на христианство растущее, взгляни на город, святыми иконами освящаемый, блистающий, овеваемый благоуханным темьяном, хвалами и пением оглашемый».

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном