Господин Великий Новгород. София Новгородская

Киев, о котором шла речь в

Славен был Новгород и своими умелыми ремесленниками, и храбрыми дружинниками, и богатой торговлей, и искусными певцами-сказителями, и чуть ли не поголовной грамотностью населения, о чём свидетельствуют обнаруженные археологами берестяные грамоты древних новгородцев.

Из этих коротких записок, процарапанных на бересте (материал, сделанный из коры березы) мы узнаём, что переписку ведут не только князья и священники – элита общества, но и то, что умеют писать и читать купцы, ремесленники и крестьяне, взрослые и дети, господа и слуги. Они обмениваются письмами по любому поводу.

Вот, например, обрывок самого древнего (середины XIII века) дошедшего до нас брачного контракта:

“От Микиты к Улиане. Пойди за мьне. Яз тьбе хоцю, а ты мьне. А на то послух Игнат Моисиев…“.

Очевидно, что Микита делает Ульяне предложение, а Игнат Моисиев упоминается здесь, по-видимому, в качестве свидетеля.

Шести-семилетний мальчик Онфим, упражняет руку в написании азбуки, а устав, рядом с буквами рисует смешные картинки.

Иногда археологи сталкиваются и с курьёзами. Например, в одной из грамот учёные наткнулись на непонятный шифр или ребус. Надпись состояла из двух строк, буквы которых читались как полная бессмыслица, причём концы обеих надписей не сохранились:

Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т

Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

Однако если читать буквы не в строку, а по вертикали (сначала верхнюю букву, затем нижнюю), то получается записка-шутка, подобная тем, что до сих пор в ходу у школьников: “Невежя писа, недума каза, а хто се цита” — “Невежа написал, недумающий показал, а кто это читает…”. Хотя конца фразы и нет, ясно, что ничего хорошего о том, «кто это читает», здесь не сказано.

Новгород, по способу управления и экономической политике, более походил на европейский город-коммуну или купеческую республику. Так, князь Новгородский приглашался на княжение по воле горожан, и по их же воле мог быть лишён власти. Его основной функцией была организация военной защиты города от внешних врагов.

Управлялся же Новогород боярами и самими гражданами, собиравшимися на ве́че (собрания) для решения важных вопросов. Народное вече решало вопросы войны и мира, принимало законы и заключало договоры с другими землями, приглашало или изгоняло претендентов на княжение, а также избирало Владыку — архиепископа Новгородского, который с XV века являлся фактическим главой Новгородской вечевой республики.

Через Новгород проходили важнейшие торговые пути из Западноевропейских стран на юг и восток, то есть, этот город являлся не только своеобразной колыбелью демократии, но и связующим звеном между Западным миром и Русью, был средневековым центром торговли и ремёсел. Иностранный путешественник, в конце XI века, восхищённо писал, что с Новгородом «лишь Рим мог равняться своим богатством».

Обратите, кстати, внимание и на то, что например, герои былин "киевского цикла", в основном воины, в то время как главный новгородский эпос рассказывает о Садко — купце, путешественнике и музыканте.

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

До сегодняшнего дня сохранился исторический центр города – Новгородский кре́мль или, как называли его в старину, — Дети́нец. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Это была укреплённая часть города, обнесённая крепостной стеной (сначала деревянной, а впоследствии — каменной) с дозорными башнями.

Внутри стен находился Влады́чий двор – резиденция новгородского архиепископа, площадь для народных вечевых собраний и главная святыня города – собор Святой Софии. Построенный спустя несколько десятилетий после строительства

У Софии Новгородской свой сильный «северный» характер, выражающийся во всём её облике. Этот крупный и мощный храм выглядит единым суровым монолитом «о пяти верхах», «скученных» в самом центре постройки, почти лишённым всякого декоративного внешнего убранства. Лишь на западном фасаде сохранились остатки росписи XI века.

Над телом собора доминирует ещё одна глава — она поставлена над западной лестничной башней. Эта крупная деталь привлекает к себе внимание и подчёркивает асимметрию, некую стихийность, "характерность" этой постройки.

В соборе словно запечатлён образ самих древних новгородцев – северян, немногословных, крепких, мужественных, с "характером". Недаром сами горожане, ассоциировали Св. Софию со своим городом: «Где София, там и Новгород», говорили они. И в битвы шли со словами: «Постоим за Святую Софию!».

Близость Новгорода к Западной Европе сказалась не только в характере и внешнем облике постройки. Западный вход в собор Святой Софии новгородской украшают бронзовые “Сигтунские (их называют еще Магдебургскими или же Корсунскими) врата” — блестящий образец западноевропейского

Бронзовые створы ворот украшены рельефными композициями на темы Ветхого и Нового завета и фигурами-символами. Изображения поясняются надписями на латинице, к которым при сборке на новом месте был добавлен русский перевод.

Мастера-литейщики, создавшие врата — Рикман и Вайсмут, поместили своё изображение в самой нижней части створок, сопроводив свои фигурки простодушной надписью: “Риквин меня сделал”. Сюда же поместил свое изображение новгородский литейщик “Мастер Авраам”, видимо дополнивший врата и собравший их в Новгороде.

Внутренне пространство храма расписывали лучшие мастера. С XI века до нас дошла единственная фреска с изображением византийского императора Константина и его матери Елены.

На стенах Софии всё ещё можно найти остатки росписей XII-XIII столетий. Однако большая часть их была утрачена со временем. Особенно много повреждений храму было нанесено во время Великой Отечественной войны.

Одной из достопримечательностей Новгородской Софии является голубь, венчающий крест центрального купола. С ним связана такая легенда:

В XVI веке московский царь Иван Грозный устроил в Новгороде жестокую резню, чтобы подчинить вольный город. В это время на крест Софийского собора сел отдохнуть, пролетавший голубь. Увидев страшное зрелище, птица так и окаменела. Новгородцы верили, что это чудо сотворила Богородица, оставив птицу на кресте им в утешение.

Во время второй мировой войны, город был оккупирован немецкими войсками. С рухнувшего купола захватчиками был снят и вывезен в качестве трофея крест с голубем. Волей судеб он оказался в Испании. В начале 2000-х годов состоялось возвращение этой реликвии в Новгород.

Однако, восстанавливая после отечественной войны собор, Новгородцы не захотели оставлять его без символа, осенявшего город столько веков подряд, и новый крест опять украсили фигурой птицы. Вернувшийся из Испании оригинал занял место внутри собора. Таким образом, сегодня у Новгорода оказалось целых два голубя — символических хранителя города.

Собор Святой Софии задал тон для всех последующих построек в Господине Великом Новгороде. Большие или маленькие, городские или монастырские храмы и церкви новгородские узнаваемы своей простотой, безыскусностью, «северной» мощью и величавостью. Академик И.Э. Грабарь писал о них так:

«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень отёсанного, но себе на уме. В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишённые назойливого узорочья, которое с его точки зрения “ни к чему”, могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном