Как в Европе родился профессиональный театр и какие действа в нём разыгрывали?

Долгие годы церковь была практически единственным очагом культуры в разорённой и полудикой Европе. Для привлечения как можно большего количества верующих она использовала все виды искусства, понимая необыкновенную силу их воздействия на серую, невежественную, неграмотную массу людей. Церковные интерьеры, сияние свечей, росписи и скульптуры, украшающие стены храмов, стройное и благостное пение, ораторское искусство – всё это превращало храм в подобие великолепного зрелища, несравнимого ни с чем другим. Поэтому неслучайно и то, что рождение профессионального европейского театра также связано с церковью.

Народные представления

Справедливости ради, нужно отметить, что своеобразные театрализованные представления в средневековой Европе были широко распространены и в народной среде (например, карнавалы или Праздники Дураков). Их устраивали на площадях и улицах городов, у стен рыцарских замков и на сельских праздниках.

Дело не обходилось без бродячих актёров, которые выступали одновременно в качестве музыкантов, певцов, сочинителей, рассказчиков, импровизаторов, акробатов, фокусников, ми́мов и т.д. В разных частях Европы они назывались по-разному: во Франции – жонглёрами, в Германии – шпи́льманами, в Италии – гистрио́нами, на Руси – скоморо́хами, в Польше – фра́нтами.

В одном из старинных наставлений сохранились требования, предъявляемые лицам этой профессии: «Умей хорошо изобретать и рифмовать, умей наступать в состязаниях, умей лихо бить в барабан и цимбалы и как следует играть на мужицкой лире; умей ловко подбрасывать яблоки и подхватывать их на ножи, подражать пению птиц, проделывать фокусы с картами и прыгать через четыре обруча…».

Однако церковь, претендовавшая на абсолютную власть над умами и душами людей, была категорически против таких народных представлений. Она объявляла лицедейство занятием богопротивным, а людей актёрской профессии – «бесовским племенем». Просвещённейший человек, аббат Алкуи́н, учёный, наставник короля франков Карла Великого в конце VIII века писал: «Человек, впускающий в свой дом… мимов и плясунов, не знает, какая большая толпа нечистых духов входит за ними следом».

Однако, запрещая стихийные народные представления, церковь обратила внимание на крайнюю притягательность подобных зрелищ для простого народа и, существенно изменив характер и содержание театрализованного действа, сумела сделать его частью богослужебного ритуала.

Культовые театральные представления

Напомню, что служба в католическом храме, со времён Древнего Рима, велась на латинском языке. В процессе формирования европейских народов, латынь практически полностью вышла из употребления, смешиваясь с местными «варварскими» наречиями. В результате, бо́льшая часть верующих, не понимала того, что произносилось с церковной кафедры. Поэтому духовенство решает включить в церковную службу небольшие сценки-диалоги, обыгрывающие самые важные эпизоды Священного Писания.

Сначала представления проводились два раза в год и приурочивались к важнейшим христианским праздникам: Рождеству Христа и Пасхе (Воскресение Христово). Священники инсценировали фрагменты писания, относящиеся к этим событиям, читая текст по ролям, правда, тоже на латыни. Такие богослужебные представления получили название литурги́ческая дра́ма.

Со временем действие усложнялось, увеличивалось количество изображаемых персонажей, а сюжеты становились всё более развёрнутыми, за счёт введения в них бытовых деталей. Постепенно стала ощущаться нехватка в актёрском составе. Так, например, священнослужители не могли позволить себе исполнять роли чертей. Да и латынь, частично начала уступать место национальным языкам. Тогда церковь запрещает проведение представлений внутри храмов и с XII века они выходят на церковную паперть (площадка перед входом в храм) и городские улицы. Так появляется полулитургическая драма.

Зарождение светского профессионального театрального искусства

Выйдя из церкви, театральное искусство начало активно развиваться, становясь всё более светским. Сценические площадки в средневековых городах зачастую отсутствовали. Актёры разыгрывали действие на повозках, которые либо расставлялись по кругу на площади, либо медленно передвигались по улицам. Серьёзные сцены, сменялись карикатурным кривлянием и шутовскими проделками. Однако основа сюжета, долгое время была неизменно религиозной.

Таковы были мира́кли (от фр. miracle – «чудо») – спектакли, сюжетом для которых служили предания о чудесах, свершаемых Богоматерью или святыми. В этих пьесах рассказывалось о людях, которые, запутавшись в жизненных обстоятельствах, доходили до такого состояния, что не могли уже уповать ни на что, кроме чуда. И, в тот момент, когда герой пьесы понимал всю глубину своего духовного падения, он искренне раскаивался, и Небеса (какой-либо святой или Дева Мария) даровали ему чудесное спасение.

В мираклях нравоучительно-религиозные сюжеты соединялись с народной фантазией и верой в сверхъестественное. Возможно, поэтому такие спектакли приобрели весьма широкую популярность в средневековой Европе. История сохранила имена создателей подобных представлений, например, Жан Боде́ль («Игра о святом Николае») и Рютбё́ф («Чудо о Теофи́ле»).

В XIV–XV веках любимым видом театральных представлений становятся мисте́рии (от греч. «тайна», «таинство»). Основа их по-прежнему была религиозной (сцены из жизни Христа, святых, Богоматери, апостолов и т.д.), однако именно мистерии являются прообразом современного театра.

Для них специально писались сценарии, строили сцену, изготовляли декорации и костюмы, а также готовили бутафорию (подчас весьма сложную). Актёры выбирались из числа горожан. Причём, желающих принять участие в мистериях обычно было гораздо больше, чем персонажей в сценарии, поэтому организаторы таких праздников, не только устраивали своеобразный отбор претендентов, но и даже вводили плату за получение той или иной роли (её размер устанавливался властями).

Интересно, что особой популярностью пользовались роли Христа и представителей «Нечистой силы». Роль приспешника Сатаны имела притягательность в силу своего импровизационного характера. Чёрт в спектакле мог позволить себе любые выходки и шутки, которые очень любили зрители. Более того, человек, игравший этого персонажа, начинал бесчинствовать ещё за несколько дней до самого представления, как бы входя в роль.

Мистерии представляли собой грандиозные масштабные зрелища, длившиеся порой несколько недель подряд. Постановки были весьма дорогостоящими, все расходы по организации спектаклей брали на себя цеховые профсоюзы. Так, сохранились свидетельства о том, что для сцен о Всемирном потопе, представленном в одной из мистерий, цех корабельщиков специально изготовил ковчег, на котором должен был спастись библейский Ной со своей семьёй, а цех пожарных устроил, собственно, сам потоп.

Широко применялись сложные механические приспособления, например, для представления, проходившего во французском городе Бу́рже был изготовлен дракон, длинной 7,5 метров, который мог двигать головой, хвостом и крыльями, а из его пасти периодически вырывались языки пламени. На спине этого чудовища находилась мастерски изготовленная фигура Дьявола, поворачивающая голову и хвост из стороны в сторону.

Действие могло разворачиваться одновременно на земле, на небесах и в преисподней, что требовало большой выдумки и фантазии у декораторов и постановщиков. Начиная с XV века, зрители стали вносить определённую плату за присутствие на представлении.

Весьма популярны в период средневековья были моралите́́́. Как следует из названия, содержание таких представлений было исключительно нравоучительным. Особенностью моралите было то, что в качестве героев спектаклей выступали аллего́рические персонажи, олицетворяющие какие-либо отвлечённые понятия — Горе, Грех, Покаяние, Голод, Благоразумие и т.д.

Каждой из аллегорических фигур сопутствовали свои атрибуты, наличие которых помогало зрителям понять, кто же перед ними в данный момент. Так Любовь, появлялась на сцене с сердцем в руках, Глупость, наделялась ослиными ушами, Наслаждение держало апельсин (или яблоко), Скупость, одетая в нищенские лохмотья, прижимала к груди полный кошелёк, Надежда выходила с якорем, а Пьянство с бутылью и т.д. Кроме того, подобные персонажи снабжались табличками, где были написаны их названия.

Главный герой моралите всегда оказывался перед выбором жизненного пути. И если он поддавался влиянию Пороков и жажде Наслаждений, то в финале пьесы его ждал Дурной Конец (тоже в виде персонажа-аллегории), который убивал героя. Если же он руководствовался Разумом, Верой и проявлял лучшие христианские качества, то его в результате ожидала награда, например, в виде Прощения, Любви или Справедливости, которые препровождали его в Рай.

В начале и в финале таких серьёзных по содержанию представлений иногда разыгрывались небольшие комические сценки – фа́рсы (от фр. «фарш», «начинка») и соти́ (от фр. «дурачество»), которые со временем стали самостоятельным театральным жанром. По содержанию и характеру они были близки народным праздникам, гуляньям и карнавалам.

За основу таких пьес брались забавные сюжеты, подобные фаблио или шванкам (о жанрах городской литературы читайте

Интересным явлением средневековой культуры стало появление первых форм светского музыкального европейского театра — так называемых игр. Основоположником этого вида театральных представлений стал трувер Ада́м де ла А́ль – выдающийся французский композитор и поэт XIII века. Его пьесы были понятны для самого широкого круга зрителей и любимы среди представителей самых разных сословий благодаря бытовому незатейливому содержанию, в которое привносились черты рыцарской куртуазной культуры.

Большое (едва ли не главное) место в играх занимала музыка – пение и танцы. Огромную популярность завоевала пьеса Адама де ля Аля «Игра о Робе́не и Марио́н», в которой повествовалось о том, как крестьянскую девушку Марион, накануне её свадьбы с Робеном, похищает знатный рыцарь Обе́р, но восхищённый любовью Марион к своему жениху и пристыжённый её верностью возлюбленному, вскоре возвращает девушку назад. Пьеса заканчивалась всеобщим ликованием и праздником.

Таким образом, театральное искусство, выйдя из-под сводов храма, заняло достойное место в жизни всего средневекового общества и, послужило фундаментом для развития светского западноевропейского театра в последующие эпохи.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь: