Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 1

Строительство Московского Кремля

После победы русских войск (под предводительством князя Дмитрия Донского) на Куликовом поле в 1380 году, начинается процесс собирания русских земель вокруг нового государственного политического центра – Московского княжества</b>. (О периодизации древнерусской культуры есть

В пятнадцатом веке Московская Русь – это уже окрепшее государство, с обширными территориями и заметным политическим влиянием на международной арене. Особенные достижения русской культуры этого времени связаны с именем и деятельностью великого московского князя – Ивана (Иоанна) III.

Желая укрепить в глазах соседних государств свою власть и сделать Москву достойной звания столицы нового молодого государства, он решает заново перестроить центр города, его «сердце» — Кремль, где отныне находится главная резиденция русских правителей. Начинается грандиозное строительство, продолжавшееся почти два века.

В плане Московский Кремль представляет собой неправильный треугольник площадью 27,5 гектар. Общая протяжённость его крепостных стен составляет 2235 метров. Их высота колеблется от 5 до 19 м, а толщина — от 3,5 до 6,5 м. Изначально, эти стены были земляными, затем деревянными, во время правления Дмитрия Донского (XIV век) их заменили на белокаменные, и только при Иване III они приобрели вид, мало чем отличающийся от современного.

Руководство строительными работами царь Иван III поручил итальянским архитекторам. Летописи сохранили для нас их имена: Марк Фря́зин, Пье́тро Анто́нио Сола́ри, Антон Фря́зин и Алеви́з Фря́зин. Необходимо сразу отметить, что в древности на Руси фрязинами называли всех итальянцев, отсюда такие прозвища, заменяющие фамилии.

По всему периметру стены Кремля украсили дозорные башни (всего их 18). Верх этого оборонительного сооружения наделён двурогими зубцами в форме ласточкина хвоста (мерло́нами), общее количество которых 1045 штук.

Центром же самого кремля становится Собо́рная площадь – место, где расположены самые главные храмы Московской Руси, из которых, особое значение имеет Успе́нский собор, освещённый в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор Московского кремля

Для строительства этого храма Иван III сначала пригласил отечественных мастеров (в старинных документах сохранились даже их фамилии – Кривцов и Мышкин). В качестве образца им был указан Успенский собор, построенный в XII веке во Владимире (смотрите

Строительство шло успешно, но, когда уже были возведены стены храма, здание неожиданно рухнуло. Согласно сохранившимся документам того времени, это могло произойти вследствие землетрясения, якобы произошедшего в ночь на 20 мая 1474 года.

Однако более правдоподобной кажется версия, что за время татаро-монгольского ига, русскими мастерами были утрачены навыки такого масштабного строительства. Она подтверждается, в частности, свидетельством анонимного автора московской летописи, писавшего, что зодчие неудачно провели внутри стены лестницу на хоры и тем ослабили всю конструкцию: «от великие тое высоты и от тяжких сводов, иже на тощую ту стену, не возможе стена та укрепитися, но преломи ея, и бысть разрушение церкви той».

Приехавшие для выяснения причин катастрофы псковские мастера (тогда считалось, что псковичи и новгородцы – лучшие строители на Руси, ибо они учатся у «немець») отмечали, кроме прочего, некачественный состав связующих растворов, использовавшихся при строительстве: «известь житко разтворяху с песком, ино не клеевито… — потому же некрепко дело… ».

Великий князь Иван III, «поскорбев от первыа церкви падении», скорее всего, по совету своей жены византийской царевны Софьи Палеолог, отправил посольство в Италию на поиски нового руководителя строительных работ. Предложение московского царя принял архитектор, родившийся в Болонье, Аристо́тель Фиорава́нти (1415-1486).

Он был выдающейся личностью, человеком разносторонне развитым, преуспевшим во многих областях. В частности, кроме того, что он был зодчим, умеющим строить как культовые, так и гражданские постройки, Фиораванти уже прославился в Италии как инженер, сооружавший каналы и шлюзы, отливщик колоколов и пушек, чеканщик монет, медалей и печатей и весьма неплохой артиллерист.

До того, как начать строительные работы, итальянец предпринял поездку во Владимир, чтобы воочию увидеть тот образец, на который ему надлежало равняться и, который он должен был превзойти. Вернувшись в Москву, Аристотель без промедления взялся за дело.

Всё для русских мастеров, работавших под его руководством на стройке, было в диковинку, особенно, невиданные ими ранее технические приёмы и инструменты, которые использовал этот приезжий фря́зин. Летописцы же, начали заносить все необычные факты, касаемые строительных работ в свои своды: Фиораванти «учини основание крепко по своему, и заложив церковь, и нача делати по своей хитрости, а не яко московские мастера, а делаша наши же мастера по его указу».

Для скорейшего сноса рухнувших стен, мастер применял хитроумные тараны. По настоянию итальянца был построен небольшой заводик для производства строительного кирпича, какого не изготовляли в Московии. Научил он своих подопечных и приготовлению особых, отличавшихся прочностью строительных растворов «приказав густо мотыгами… мешати, и яко наутрие же засохнет, то ножом не мочи расколупити».

Приводили русских в недоумение, привыкших делать всё «на глаз», и надеявшихся на «аво́сь», предварительные чертежи и расчёты, делаемые Аристотелем с помощью «кружала», то есть циркуля и «правила » — линейки. Для особой надёжности стен, главный архитектор предложил блоки производимого для строительства белого кирпича скреплять железными «скрепами». Восторг вызвали и изготовленные по чертежам итальянского мастера лебёдки, предназначенные для поднятия тяжестей на большую высоту.

Через четыре года на соборной площади Московского Кремля вырос великолепный собор, о котором летописец писал: «Бысть же та церковь чудна велми величеством, и высотою, светлостью, и зъвоностью, и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви».

Он был одновременно похож и не похож на свой знаменитый образец. Такие же белокаменные стены, то же великолепное пятиглавие. Однако есть то, что практически неуловимо выдает руку зодчего-иностранца. Успенский собор московского Кремля «слишком» ровный и правильный — так никогда не строили на Руси.

Стены не имеют неровностей и погрешностей, как в других древнерусских храмах, и словно отлиты «яко един камень». Идеально гладкой кажется поверхность четырёх совершенно одинаковых по высоте и ширине прясел (сравните с пряслами Успенского собора во Владимире), лопатки, членящие стены собора, словно начерчены по линейке и, будто, циркулем выведены завершающие стены полукружия закомар. Всё чётко, стройно, без помарок и огрехов. (О том, что такое прясла, лопатки и закомары можно прочитать в

Поражало в новом соборе и внутреннее пространство. Фиораванти не стал делать традиционные для русской архитектуры хоры, а также он намеренно сделал опорные столбы довольно тонкими и поставил их на удалённом расстоянии друг от друга. Благодаря этому интерьер храма словно «расширился», стал светлее и просторнее, появилась иллюзия, что его можно охватить одним взглядом.

Лучшие художники украсили стены Успенского собора фресками снизу доверху, наполнив пространство храма многоцветием и красочностью.

Успенский собор московского Кремля получил статус кафедрального собора Руси. До начала XX века именно в нём совершались важнейшие государственные церемонии. Здесь провозглашались важнейшие государственные законы и постановления, венчались на царство русские цари, тут же находили последний покой высшие церковные иерархи.

Теперь, на фоне великолепия этого величественного храма, все остальные постройки Кремля, словно терялись, поэтому царь Иван III принимает решение о продолжении строительства и реконструкций на территории своей резиденции. В короткие сроки один за другим появляются новые сооружения, формируя облик Соборной площади. И по-прежнему царь активно пользуется услугами иностранных (итальянских) мастеров. Исключением из этого общего правила, можно назвать Благовещенский собор и церковь Ризположения, построенные псковскими зодчими. О них читайте в

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций: