Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 3

В XV веке московский государь Иван III начал в Кремле "стройку века". Ему хотелось украсить собственную резиденцию архитектурой, отражающей величие и статус новой столицы Руси. Иностранные (в основном итальянские) и отечественные мастера трудились здесь не покладая рук. Были выстроены кафедральный и домовые соборы, а также царские палаты. (Об этих постройках читайте в предыдущих статьях (

Архангельский собор

Позаботился Иван III и о месте будущего собственного упокоения – усыпальнице Великих Князей. Специально для этих целей по его приказу началось строительство самого большого храма на территории Кремля – Арха́нгельского собора (собор Архангела Михаила). Для строительства этого храма в Москву был приглашён из Италии архитектор Алеви́з, прозванный Новым (по аналогии с другим итальянским мастером, работавшим в Кремле ранее).

И вновь здесь, как и в Успенском соборе Кремля, мы видим удивительный синтез традиционно русской культовой архитектуры с итальянской манерой. Как писал об этом поэт Осип Мандельштам:

И пятиглавые московские соборыС их итальянскою и русскою душойНапоминают мне явление Авроры,Но с русским именем и в шубке меховой.

Пятинефный, пятиглавый Архангельский собор, значительно отличается от всех храмов, украшающих соборную площадь. Его стены по горизонтали делятся на два яруса, но не привычным аркатурным поясом, а карни́зом, более характерным для светской архитектуры. Прясла же отделены друг от друга не лопатками, а полуколоннами (пиля́страми) классического (коринфского)

Но, пожалуй, самое необычное в облике этого храма – его закомары, которые по прихоти итальянского зодчего, были выполнены в виде створок морской раковины.

Такой нетрадиционный «светский» внешний вид собора, резко контрастирует с его достаточно мрачным и тесным интерьером, соответствующим назначению этого здания – некрополя. Здесь под массивными медными чехлами-саркофагами находится около 50 захоронений правителей московского княжества со времен феодальной раздробленности до начала XVIII века (в том числе в храме располагаются гробницы таких выдающихся исторических личностей, как Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III и его внука – Ивана IV, прозванного Грозным).

Звонница и колокольня «Иван Великий»

Практически одновременно со строительством Архангельского собора, на территории Соборной площади началось возведение колокольни – непременного атрибута православной архитектурной традиции. Руководство строительством этого объекта также осуществлял итальянский зодчий — Бон Фрязин. Возведённая им церковь-колокольня получила название «Иван Великий» («Иван» — по имени святого Ивана Лествичника, в честь которого она была освящена», а «Великий» — за её высоту, составившую, в конечном результате, 81 метр).

Колокольня представляет собой три уменьшающихся в объёме яруса-этажа, прорезанных многочисленными арками и нишами, в которых подвешены колокола разных размеров. (Верхний ярус, с памятной надписью, был достроен в 1600 г. во время правления Бориса Годунова).

Венчает всю эту конструкцию высокий барабан с золочёной луковкой купола. А.И. Герцен говорил, что столб Ивана Великого, как «часовой … в белой одежде, как рында, в золотой шапке, как князь, сторожит покой Кремля».

То, что над этой постройкой мастера потрудились на славу, стало очевидно во время драматических событий войны 1812 года. Когда французский полководец Наполеон вынужден был оставить, захваченный им ранее, Кремль, он приказал взорвать колокольню, однако после мощного взрыва она осталась стоять практически невредимой, лишь в её верхнем ярусе образовалась небольшая трещина.

Уже после смерти Ивана III, рядом с колокольней было построено здание звонницы, где сейчас висят двадцать два колокола, самый большой из которых, Успенский, весит 64 тонны.

А на земле, рядом со звонницей установлен самый большой колокол в мире (более 200 тонн весом!), прозванный Царь-колоколом. Его изготовил русский мастер Иван Моторин с сыном Михаилом в 1730 году. Это чудо русских мастеров – бронзолитейщиков никогда не использовалось по назначению. Дело в том, что, когда шла внешняя отделка его стенок, в Кремле произошёл сильнейший пожар, во время которого колокол поливали холодной водой. Из-за резкого перепада температур бронза не выдержала, и от колокола откололся внушительный кусок весом одиннадцать с половиной тонн.

Колокольня и звонница завершили композицию Соборной площади Кремля, ставшую одним из самых прославленных в мире архитектурных ансамблей.

Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов восклицал:

«Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки… Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества… Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!..»

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций: