Русский крестово-купольный храм, его конструкция и символика

Когда в X веке киевский князь Владимир Красно Солнышко крестился сам и начал утверждать новую веру по всей Руси, то, в первую очередь, он приказал на местах капищ (древних языческих святилищ) повсюду рубить церкви. Образцом для храмового зодчества православной Киевской Руси, естественно, послужила

Его главным отличием от католической

Также как и в византийской культовой архитектуре, сам храм и его внутреннее пространство мыслились как своеобразная модель мира (подробнее об этом читайте

Купол в глазах верующих являлся венцом не только самого строения, но и венцом мироздания. Однако, русские зодчие, учась у греков, не были всего лишь копиистами, подражателями, слепо следующими за образцом. Почитая традицию, они привносили новые черты, которые, со временем, стали отличительным признаком русского храмового зодчества. Одной из особенностей русской православной архитектуры стало многоглавие построек. Церковь могли венчать до 33 куполов разных размеров, размещаясь ярусами-ступенями, сужающимися, постепенно, к взмывающей ввысь центральной главе. Такие русские церкви были не столько торжественны (как византийские), сколько нарядны и праздничны, они походили на пряничные домики или сказочные теремки.

Следует отметить, что все детали конструкции храма несли в себе символическое значение. Так, например, количество куполов имело своё толкование:

  • один купол являлся символом единого Бога и Церкви;
  • две главы символизировали Христа — Бога и Человека одновременно;
  • три – воспринимались как символ Святой Троицы (триединого христианского Бога);
  • пять куполов – рассматривались как Христос в окружении евангелистов;
  • семь глав — семь таинств Церкви;
  • девять куполов — по числу ангельских чинов;
  • тринадцать куполов символизировали Учителя в окружении его учеников – двенадцати апостолов ;

двадцать пять глав означали прославление Богородицы 25ю пророками;

И, наконец 33 главы храма (максимально возможное число куполов) — являлись напоминанием о 33-х прожитых Христом земных годах.

Не менее важной была и окраска глав русского храма. Здесь тоже был выработан своеобразный канон, согласно которому количество цветов, использующихся для этого, было ограниченным.

Цвет куполов кафедральных (имеющих значение главных для данной местности соборов), а также храмов, посвящённых Христу или отмечаемым в его честь церковью праздникам — золотой — символизирующий Божественное сияние и свет Мира Горнего.

Нередко можно встретить голубые (синие) главы с золотыми звёздами. Такие церкви, обычно, посвящены Богородице, потому что, в данном случае, звезды служат напоминанием о вифлиемской звезде, возвестившей миру о рождении Христа Девой Марией.

Серебряные маковки церквей рассматриваются в значении белого цвета – цвет непорочности и чистоты. Ими обычно наделяются храмы, освящённые в честь Архангелов или Святых.

Кроме того, у соборов, названных в честь Святых, а также посвящённых Святой Троице бывают зелёные главы, так как зелёный цвет символизирует Святой Дух и новую жизнь.

Достаточно редко встречаются храмы с чёрными куполами. Это, в основном, монастырские соборы, где чёрный цвет символизирует монашество, точнее символическую смерть, принявшего по́стриг (так называется обряд посвящения в монахи) для мирской (обычной) жизни.

Кстати, в честь кого или чего освящён храм можно узнать и по цвету его стен. Так например:

Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

Голубой — в честь Пресвятой Богородицы

Красный — посвященный мученику (мученикам)

Зелёный — преподобному

Жёлтый — святителю

Однако это не является обязательным общим для всех православных культовых построек правилом.

Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя, восходящая к византийской традиции, шлемовидная форма главы, в сознании верующих, ассоциировалась со шлемом воина, и напоминала о роли церкви-воительницы защитнице против Зла.

Любимой на Руси стала, появившаяся несколько позже, луковичная (сужающаяся к основанию) форма церковных куполов, напоминающая пламя горящей свечи (обратитесь к списку

Купола в храме важны не только как главная часть, символически отражающейся, в конструкции собора, христианской модели мироздания, но и как основной источник освещения интерьера. В русской православной церкви купола устанавливаются на цилиндрические основания, называемые бараба́нами.

Они прорезаны высокими окнами, через которые дневной свет попадает в храм. Сливаясь внутри с сиянием лампад и свечей, он становится символом единства света земного и небесного, го́рнего и до́льнего.

Согласно христианской символике и концепции устройства мира, воплощённого в христианском храме, особым сакральным значением обладала восточная часть храма, в которой располагался алта́рь.

Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь — Церковь земную. Здесь размещался престол — возвышение, на котором проходило таинство евхари́стии — пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы).

Алтарная часть всегда выделялась в христианском храме выступами полукруглой формы – апси́дами. В русской православной церкви чаще всего их было три, что символизировало Святую Троицу.

В противоположной от алтаря — западной части храма располагался главный вход, из которого пришедшие в церковь попадали в нарте́кс или притво́р. Здесь во время службы стояли оглаше́нные – те, кто ещё только собирался принять крещение.

Над ним зодчие строили балкон-галерею, на которой находился князь и его приближённые, когда происходило богослужение. Эта надстройка получила название «хо́ры». (Напомним, что чем выше расположение чего-либо в храме, тем оно более значимо, т.к. приближенно к миру Небесному).

Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (чаще всего три или пять). Снаружи храма они отмечались аккуратными полуколоннами — лопа́́тками, делящими плоскость стены на соответствующее количество частей.

Простенки между лопатками назывались пря́слами.

Каждое прясло, как правило, оканчивалось полукруглым выступом — закома́рой, образованным арочными сводами кровли.

Нередко вокруг храма сооружалась галерея — гу́льбище, предназначенная для обхода-прогулки прихожан по периметру постройки.

Таким образом, классический русский храм являлся по форме пирамидальной постройкой, где каждая часть была согласована с целым и наделена особой смысловой сакральной символикой. Весь его облик, венчающийся лёгкими и изящными главками, соответствовал идее постепенного возвышения духа, преодолевающего тяжесть материального мира и устремлённого ввысь.

Первоначальная, выработанная византийскими архитекторами крестово-купольная конструкция, сохранившись в своей основе неизменной, на русской почве получила иное воплощение и так преобразилась внешне, что спутать русское церковное зодчество с византийским и каким-либо другим просто невозможно.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном