Загадки собора Василия Блаженного

Думаю, что если провести опрос о том, какой храм России самый известный, то большая часть опрошенных вспомнит об удивительном строении, украшающем Красную площадь Москвы.

Весь мир знает этот памятник архитектуры под названием собор Василия Блаже́нного, хотя официальное его наименование – церковь Покрова Пречистой Богородицы на Рву. Дело в том, что собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Возведён был этот храм по приказу царя Ивана IV (Грозного) в честь взятия им столицы Татарского ханства – Казани в середине XVI века (1552 год). Позднее в одном из приделов храма был похоронен юро́дивый Василий Блаженный, благодаря чему собор приобрел свое второе название).

Возможно — это самая нехарактерная, необычная древнерусская постройка, которая до сих пор хранит множество загадок. Например, по сей день, учёные не могут прийти к единому мнению — кем этот собор построен. Обычно в литературе указываются имена двух зодчих – Ба́рмы и По́стника, но существует версия, что архитектором храма был один человек.

Однако и тут есть расхождения: так одни исследователи считают, что собор строил Иван Яковлевич Барма, прозванный в народе Постником, за приверженность к строгому церковному посту, а другие учёные утверждают, что архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Иногда можно услышать о том, что собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), или же выходцем из мусульманских стран.

Удивление вызывает странная конструкция храма, отличная от

Позже к этой конструкции были добавлены ещё две пристройки — церковь Василия Блаженного (по которой храм и получил "народное" имя), а также колокольня. В итоге храм объединил 11 строений.

Нужно сказать, что происхождение такого архитектурного решения тоже объясняют разные версии. По одной из них, зодчие должны были вдохновиться церковью Богородицы, находящейся во Влахернском монастыре. Именно здесь, согласно преданию, произошло когда-то чудо Покрова. Монастырь этот был украшен семью башнями. Поэтому и будущий собор Покрова, строящийся на Красной площади, тоже должны были украсить семь куполов. Однако анонимный летописец сообщает, что архитекторы стали строить «не якоже повелено было (царём), но яко по бозе разум даровался им в размерении основания». То есть нарушили приказ, на основе собственных эстетических представлений об объеме и геометрии.

Но есть и другая история, якобы идею соединения нескольких архитектурных объемов на одном основании выдвинул митрополит Макарий. Дело в том, что он пропагандировал концепцию о "Москве — Третьем Риме" и "Новом Иерусалиме". И все эти разновеликие башенки должны были символически воссоздать образ "Града Божьего — Небесного Иерусалима".

В этом разнообразии построек, иногда взгляд теряется, и тогда кажется, что они сгруппированы хаотично, на "авось". Однако это не так. Согласно первоначальному замыслу архитекторов, они точно расположены по сторонам света, и если поглядеть на них сверху, то обнаружиться чёткая форма, напоминающая восьмиконечную звезду. Согласно одной из версий — это сходство не случайно — такая форма храма должна была напоминать о Звезде Вифлиемской, являющейся постоянным символом Богородицы, которой и посвящён весь храм.

Самой же яркой и впечатляющей деталью собора являются не похожие один на другой купола Василия Блаженного. Все они расположены на разном уровне, имеют разный размер, форму и необычно декорированы сложными орнаментами. В XVII веке они получили свою яркую окраску, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Такой «сказочный» внешний вид глав собора, объясняется по-разному.

Официальная версия гласит, что поскольку собор был построен не только в честь победы, но и в память о погибших солдатах, то такие узорчатые, разноцветные купола должны были символизировать «Небесный Иерусалим» или Рай – то есть ту награду, которую заслужили воины, отдав свою жизнь на поле боя.

Однако данная версия не объясняет того, что сразу бросается в глаза посетителям Красной площади в Москве – форма куполов Покровского собора, весьма напоминает восточные головные уборы – тюрбаны, или даже купола исламской архитектуры.

Некоторыми исследователями древнерусской культуры выдвигается интересная гипотеза, основанная на легенде о том, что, когда армия Ивана Васильевича после отчаянного штурма взяла Казань, Грозный владыка велел снести великолепную мечеть Кул-Шарифа, являвшуюся символом этого города. Восемь глав, сбитых с минаретов этой мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву (правда о том, что с ними произошло дальше, никаких упоминаний, в письменных источниках, нет). Не исключено, что именно их водрузили зодчие над приделами собора Василия Блаженного в Москве.

Девятый же центральный объем церкви венчает шатёр, на котором золотом блестит небольшая, но вполне традиционная маковка, гордо возносясь над всеми остальными «татарскими» куполами. Таким образом, этот собор всем своим внешним видом символизировал победу православной христианской Руси над мусульманским Казанским ханством — осколком бывшей Золотой Орды. Историки не могут полностью отрицать или игнорировать эту гипотезу, так как по некоторым данным, архитектор Постник, работал над сооружением нового Кремля в Казани, как раз примерно в то же время, когда строился собор в Москве.

К мифам собора Покрова на Рву относятся и рассказы о том, что из подвалов этого здания были проложены подземные ходы, ведущие прямо за стены Кремля. И, якобы, именно в этих туннелях нужно искать когда-то исчезнувшую "Либерею" — бесценную библиотеку Ивана Грозного. К сожалению, и эта легенда не находит своего подтверждения. Ведь собор не имеет фундамента! Весь его объем (а в высоту он достигает 60-ти метров!) держится на специально выстроенном подклете (так называется цокольный нежилой этаж).

С храмом Василия Блаженного связана и ещё одна страшная легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев уже построенный собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный ему по красоте. Однако эта история ничем не подтверждается и вызывает большие сомнения учёных и историков.

Эта легенда возникла не случайно — храм действительно вышел удивительным. Его внешний вид впечатляет с первого взгляда, приводит в изумление и запоминается навсегда. Приведу слова французского путешественника маркиза Кюстина Астольфа, написавшего книгу «Россия в 1839 году»:

"Я видел его лишь издали и совершенно очарован. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов… или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах… как лаковый китайский ларец: это чешуйки золотых рыбок, змеиная кожа, расстеленная поверх бесформенной груды камней, головы драконов, шкура хамелеона, сокровища алтарей, ризы священников; и всё это увенчано переливчатыми, как шелка, шпицами; в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение…".

Впечатляют и внутренние помещения храма (или храмов 🙂 ). Массивные, до 3-х метров в толщину стены строений, сделали интерьеры весьма тесными и узкими. Высокие ступени лестниц, тёмные переходы — всё дышит историей и тайной.

Все внутренние стены украшены дивными растительными орнаментами — эти росписи сделаны в разное время, как и украшающие каждую из церквей-приделов иконостасы.

Самая необычная из алтарных преград была создана архитектором Андреем Павлиновым в 1895 году, собственно для придела церкви Василия Блаженного. Эту конструкцию называют "иконостас с заворотом". Поскольку целиком его было невозможно разместить в узком пространстве вдоль алтаря, то он раскинулся ещё и на боковые стены.

За время своего существования Покровский собор не раз подвергался опасности разрушения. Вот две самых известных истории:

1. Во время войны 1812 года, войска Наполеона вошли в Москву. В соборе Василия Блаженного были устроены конюшни. (При этом есть легенда, что Наполеон был очарован этим сооружением настолько, что хотел его разобрать и перевезти в Париж). Когда же французской армии пришлось отступать, то храм хотели взорвать, но по молитве москвичей пошёл сильный дождь и потушил зажённые фители. Правда, эта история не имеет документального подтверждения.

2. Ещё одна довольно известная байка связана с периодом строительства Советской страны. Для проведения масштабных парадов, предлагалось максимально освободить Красную площадь, и, в том числе снести собор Василия Блаженного. Был изготовлен макет со снимающимися с него моделями зданий. Демонстрируя вождю проект, Лазарь Каганович убрал с этого макета храм. Сталин посмотрел на площадь без собора и сказал: "Лазарь, поставь на место"!

Остаётся лишь добавить, что

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций: