В нынешнее время на Западе, в частности, в России, популярны восточные идеи. В частности, речь идет об учениях общевосточного типа, вроде буддизма, так и сугубо этнического характера, например, конфуцианство и даосизм. Главная проблема всегда заключалась в том, что большая часть восточных учений (как и западных) имеют этническую составляющую, то есть необходимо родиться в определенном месте и прожить в этой культуре. Когда западный человек со своим менталитетом и мышлением пытается «познать» учения Востока, то, по факту, он просто примеряет на себя очередный шаблон («буддист», «даос»). Да, буддизм не национальная религия, но в основе него лежит индуизм. В определенный момент на территорию России проникает секта Фалуньгун, которую восприняли, как хранительницу традиционных восточных идей. Необходимо изучать любое явление в ключе его исторических реалий, изучить специфику. История секты до сих пор скрывает множество тайн, и все же мы кое-что о ней знаем. Нам необходимо понять, что многие восточные идеи, которые проникают в наш западный мир, являются не более чем фикцией.
Общая информация
Для начала, нам стоит кратко освятить общие сведения о секте. При освещение любого учения, необходимо обращаться к переводу и значениям тех слов, с которыми мы имеем дело. Отсутствие данного шага неизбежно влечет ложную трактовку, способствующую неправильному направлению исследования.
Данная организация (или учение) имеет два названия: «Фалуньгун» и «Фалунь Дафа». «Фалуньгун» буквально переводиться, как «энергия колеса закона», а «Фалунь Дафа», как «великий закон учения». Здесь необходимо заострить внимание на слово «колесо». Как мы уже говорили, данной учение впитала в себя идеи буддизма, конфуцианства, даосизма и народных верований китайцев. В данном случае речь идет о заимствовании идеи о «колесе дхармы» («Дхармачакра»). Дхармачакра является символом учения Будды о пути к просвещению (освобождения от перерождений в рамках Сансары).
Помимо этого, в рамках учения важное место занимают три ценности, которые, по сути, являются конфуцианскими принципами: «истина» (真, чжэнь), «сострадание» (善, шань) и «терпение» (忍, жэнь). На территории Китая часто переплетались между собой идеи разных учений, в этом и заключается китайская специфика. Можно вспомнить, например, влияние буддийской монастырской традиции на даосскую. Про конфуцианство и даосизм все еще более очевидно, поскольку оба учения зиждутся на концепции «Дао», по факту, они дополняют друг друга. В ключе данного учения (точнее, правильно было бы сказать псевдоучения, поскольку в китайском языке классические учения обозначаются словом «цзяо», а создатель секты «Фалуньгун» лишь собрал их идеи, порой забывая напрочь о традиции). Даже эмблема организации сочетает в себе символ буддизма и символ, обозначающий концепцию «Инь-Ян».
Далее нам стоит немного сказать о дате создания и лидере секты. Обозначить точную дату создания организации мы не сможем, по большому счету, в ключе работы нам это не важно. Важно другое – проведение первого массового семинара (1992 г.). С этого момента мы и можем проследить, как развивалась деятельность организации. Лидером организации считается Ли Хунчжи (1951 – наши дни).
У ныне здравствующего лидера существует две биографии: неофициальная и официальная. Неофициальная нас мало интересует, поскольку в рамках работы на ставилась задача изучения биографии. Важен следующий факт: семья будущего лидера секты не было богатой, не имела связей, более того, есть информация об уровне бедности его матери. Именно такие данные опубликовали в конце прошлого века китайский власти. Нас интересует больше его официальная биография. Мы прекрасно понимаем, что большая часть фактов являются вымыслом, но это вполне логично. Официальная биография относится к нему, не как к человеку, а как к символу. Можно провести аналогию с Лао-Цзы, чья реальная биография скрыта за большим количеством мифов (более того, до сих не ясно, жиль ли он на свете), но это не мешает почитателям ценить его, как символ. Как нам сообщает официальная биография, Ли Хунчжи прошел несколько школ, учился у разных мастеров, то есть, он погружался, например, и в буддийскую и даосскую традицию. Данные не подтверждены, поэтому мы не можем даже этого опровергнуть, хотя интуитивно понимаем, что человек не может легко пройти несколько школ в рамках разных учений.
Духовная практика или религия?
За организацией с первых шагов следили власти Китая, тем более что по закону было запрещено создание религиозной организации. На данном этапе работы мы не будем освещать дискуссию, развернувшуюся вокруг изначальной цели создания, об этом речь пойдет позже. Сейчас нам нужно понять маневр, который совершала организация, чтобы власти лишний раз не цеплялись к ним, о скрытых мотивах речи не идет, мы о них до сих толком не знаем. Нам важны, в данном контексте, формулировки, которые постулируются лидером секты и его подчиненными. На первоначальном этапе организация позиционировала свою деятельность, как просвещение в сфере духовной практики, подчеркивая, что никакого отношения к религии не имеет.
«Фалуньгун не является ни религией, ни сектой: в нем нет храмов, нет ритуалов, нет духовенства или священников, и нет званий» (официальный сайт)
По факту, признавалось, что каждый член организации может быть приверженцем любой религии. Однако, в книге лидера секты указывается:
«…мы по-настоящему наставляем людей на высшие уровни иерархии, то есть спасаем людей» («Фалунь Дафа»)
Очевидно, что речь не идет об обычной духовной практике, которая не обязательно должна быть привязана к религиозной системе. В другой книге мы тоже можем увидеть прямой намек на религиозную составляющую:
«Закон Будды Фалунь прямо направлен на душу человека… Это полный метод самосовершенствования и души и тела» («Китайский Фалуньгун»)
Речь идет о душе, то есть, наблюдаем очевидный переход в религиозную плоскость. Опять же, мы не можем до сих пор сказать точно, являлась ли организации религиозной еще на стадии проекта или стала таковой позже. В любом случае мы может отметить ряд компонентов, которые нам подтвердят гипотезу о том, что данная организация является религиозной сектой: «практикующиеся», «консультанты». «лидер», отсутствие свободомыслия и свободы вероисповедания.
Условия возникновения
Как мы уже знаем, движение Фалуньгун возникло в начале 1990-ых годов. Здесь немного остановимся, чтобы освятить исторические реалии. Заострим внимание на следующем: на тот момент общество было сильно подвержено влиянию идей мультикультурализма (примером является смешение идей классических учений), также, часть общество, особенно, молодое поколения было подвержено влиянию либеральных идей. Подобное положение вещей было обусловлено закончившейся не так давно «культурной революций» (закончилась в 1976 г.). Правительству необходимо проводить, в том числе, экономическую политику, а на пути встает, по сути, толпа людей, которая беснуется на улицах, расшатывая общество. Естественно, начинают, по старой доброй традиции, «закручивать гайки».
На тот момент, организация проводили оздоровительные тренинги на основе цигун. Сейчас нам нужно увязать этот факт с обстановкой в стране. Что же из себя, в принципе, представлял цыган?
«Истоки цигун восходят к правлению династии Цзинь (265– 317 гг.), миллионы китайцев связывают с физическими упражнениями цигун надежду на сохранение и улучшение здоровья. С образованием КНР эта оздоровительная практика получила официальную поддержку. В 1953 г. был создан первый санаторий, практикующий цигун, в 1956 г. – второй на приморском курорте специально для политической верхушки КНР.» Гордон А.В. Фалуньгун – религиозный культ, культурно-просветительское общество, социальное движение или политическая организация. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. Мск.: Институт науной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2003. №3. С.150.
В тех исторических реалиях цигун использовался исключительно для здоровья (примерно, как мы делаем утреннюю гимнастику, она же не под запретом). Более того, мы видим, что государство взяло цигун под контроль. Существовали разные виды, но разрешен лишь медицинский цигун (остальные могли воздействовать на человека, и он отстранялся от официальной идеологии, мог стать потенциальным ее противником). Со временем, идеи движения захватывают массы, ощущая поддержку, руководство секты перестает скрывать истинный характер – религиозно-политический.
Подробнее остановимся на вопросе «почему псевдоучение стало популярно в Китае?».
«Среди разнообразного состава сторонников Фалуньгун выделяются образованные люди среднего возраста, около 40 лет, 60% – женщины. Хотя основную массу (70%) составляют «низы», люди с низкими доходами, вслед за ними идет вторая группа – отправленные на пенсию или уволенные в связи с сокращением штатов госучреждений служащие (чиновники, врачи, учителя), а третья группа – люди, продолжающие работать в аппарате.» Там же.
Как мы видим, большая часть людей, имела проблемы материального характера. В период 1997-1998 г. граждане страны волновались, больше всего, о трех вещах: безработица (составлявшая 20%), оплата медицинских услуг, которая являлась неподъемной для большей части населения (19,2%), и высокие цены на предметы первой необходимости (18,2%). В таких условиях занятия цигун были более привлекательной альтернативой. Цигун полезен для здоровья, этот факт давно доказан, но мы говорим про специфическую его версию. Часть населения влилась в движение не по религиозным мотивам, но впоследствии поддалось влиянию внутренней пропаганды организации. Понятно, что люди непроизвольно отдает предпочтение тем словам, которые произносит лидер и его приближенные, нежели, китайские власти, начинается поголовное отстранение от марксизма-ленинизма. В дальнейшем, это обозначило политические причины (почему государство до сих преследует адептов). Однако, будем честны и добавим, что организация представляла угрозы не только в политическом смысле. Как уже было сказано, в стране царило напряжение, в том числе, психологического характера. В наше время даже не все могут себе позволить сходить к специалисту, который приведет наши мысли и психику в порядок, что уж говорить конкретно о Китае. В числе прочих, в организацию вступали люди, которыми имели различные психологические проблемы, а порой даже психического характера. Раз мы говорим о псевдотрактовке цигун, то эти люди не получили помощи, а у определенного процента состояние лишь усугубилось. Существуют подтвержденные факты, говорящие нам о том, что нередко члены организации совершали суицид, на то были разные причины.
Характерные черты и элементы религиозности
Раннее затрагивали уже некоторые ключевые элементы. Тем не менее, мы должны заострить внимание на некоторых мысли, которые проскальзывали через весь текст работы, но кто-то мог их попросту не увидеть. После осмысления социально-исторических реалий важно будет это сделать.
Начнем с основных характерных черт. В частности, нам необходимо развенчать миф о том, что, например, в России люди могут себя причислять к членам движения. Надо понимать, что одним из столпов является национализм. Мы должны понимать, что организация складывалась вокруг исключительно вокруг китайского этноса. Люди, которые в России считают себя частью этого движения, должно отдавать себе отчет в том, что они, по сути, не имеют никакого отношения к идеям, которого пропагандировала организация. Безусловно, организация в свое время проникла на территорию России, но об этом позже. Здесь можно возразить и сказать: даосизм тоже имеет определенный потенциал для распространения за пределы китайского этноса. С этим нельзя не согласиться, но нужно понимать, что наличие потенциала еще не означает возможность его реализации, для этого нужны благоприятные условия. Факт в том, что этого не произошло, даосская традиция продолжает иметь связь лишь с культурой Китая. Не будем обманывать себя, приводя примеры приезда иностранцев в Китай и обучения их. Очевидно, что без этнической принадлежности восприятие учения будет строится исключительно на шаблонах. Помимо национализма, псевдоучению свойственен мистицизм, который роднит его с древними тайными организациями Китая. Добавим, что часть этих организаций были виновны в нагнетании обстановки в стране, что влекло за собой восстания. Неудивительно, что руководству Китаю есть, чего опасаться. Еще одной характерной чертой являлась вера в чудеса и исцеления, причем она строилась на личности Ли Хунчжи. Надо понимать, что лидер учения позиционировал себя, как всемогуще существо, превознося себя надо Лао Цзы, Буддами и т.д. Здесь прослеживается яркий религиозный подтекст, потому что идеи буддизма и даосской традиции не изобилуют подобным. Вообще, китайская специфика не подразумевает четкого выделения религиозного компонента. Чтобы подогреть интерес, закинем в свое сознание интересный факт: секта имела больше общего с Западом, нежели с Востоком.
Мы уже определились, что организация является именно религиозной, поэтому проанализируем элементы религиозности:
«1) учение, которое представляет собой синкретическую систему в сочетании с элементами буддизма, индуизма, даосизма, народных верований китайцев, а также элементов, разработанных основателем — Ли Хунчжи; 2) обожествление живого наставника — Учителя Ли Хунчжи; 3) религиозная литература («Чжуань Фалунь» [«Вращение колеса закона»]);4) «церковная организация» (практикующиеся, консультанты, лидер) и культовая практика;5) апокалипсические настроения и др.» Ахмидулина З.С. Возникновение и история развития китайского религиозного движения Фалуньгун в России (на материалах республики Бурятия). // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет. 2015. №7. С.209.
Первые два пункта затрагивали ранее. Третий пункт свидетельствует о том, что лидер секты выпустил в 1994 году (спустя два года после начала работы организации) книгу «Чжуань Фалунь». Есть точка зрения, что именно это событие отделяется период, когда Фалуньгун использовал цигун и период, когда организация открыто показала себя, как религиозная с антиправительственными настроениями среди своих членов. Однако, это лишь версия. Относительно апокалиптических настроений все понятно, мы ранее уже говорили о том, что часть контингент было, мягко говоря, нездоровы.
Запрет организации на территории Китая
В 1999 году в Пекине проходили довольно агрессивные демонстрации, что говорило о нестабильном социальном климате. У нас нет задачи проанализировать шаги правительства. Важно зафиксировать себе, что секта Фалуньгун тоже приложила к этому руку. Вспоминаем факты и делаем вывод: организация формирует свою собственную общность людей внутри страны, которая настроена крайне негативно по отношению к правительству и идеологии. Государство никак не может на это повлиять, поскольку любая секта закрыта от реального социума, ее член живут в беспросветной иллюзии. Безусловно, это не снимает ответственность с правительства, большая часть населения жило и продолжает жить в крайне ужасных условиях. Однако, в данном случае необходимы именно взвешенные реформы, а не расшатывание общественных взглядов.
Интересно, что вскоре демонстраций лидер секты уезжает, а точнее, сбегает в США, где и живет по сей день. Этот эпизод нам ярко показывает истинные его намерения. В июле 1999 года китайское правительство официально запрещает Фалуньгун на территории страны. Возникает вопрос: почему лидер секты сбежал из страны? Для нас это, как минимум, знакомый сценарий. Самое время освятить две основные версии создания секты. Первая подразумевает некий эволюционный путь: создается организация, которая помогает народу восстанавливать здоровье и душевное равновесие с помощью цигуна, позже, руководство отрыто заявляет о том, что организация теперь является религиозной, более того, отстаивает политические права граждан. В основе данной версии лежит тот факт, что появление и развитие секты было обусловлено внутренними делами страны. Отчасти это так, но не на все сто процентов. Вторая версия подразумевает, что секта была создана на деньги с Запада, для подрыва обстановки. Мы не будем перетягивать канат между двумя версиями. При этом, мы не можем привести доказательство второй версии. Вспоминаем, что идеи были взяты из восточных учений, но сект ничем не отличается от западной, более того, традиционные китайские идеи не подразумевают подобной социальной агрессии. Зададимся вопросом: как человек, выросший в бедно семье, смог создать целую организацию? Очевидно, что без помощи не обошлось. Плюс ко всему, плацдарм для беспорядков строился с самого начала. Еще раз повторим: это лишь версия. Некоторые детали нам неизвестны до сих пор. Многие западные страны открыто поддерживают секту, лишь Китай и России выступают против нее.
«Религиозный ренессанс» в России и актуальность идей секты
В связи с вышесказанным, не можем не затронуть проникновение секты на территорию России. В конце XX века в Росси расцветает «религиозный ренессанс». Одна идеологическая система рухнула, другая не построена. Приличный процент граждан пытаются найти некую альтернативу, неудивительно, что ей становится религия. В стране активно проявляет себя системны кризис, что заставляет людей метаться и искать опору, хотя бы в духовном смысле. В октябре 1990 года выходит закон «О свободе вероисповеданий», который открыл двери не только для вступления в традиционные конфессии, но и в секты. Мы до сих ощущаем влияние восточных учений, когда некоторые готовы на все лишь бы ощутить спокойствие внутри, вешая на себя ярлыки: «буддист», «даос» и т.д.
Религиозная и политическая безграмотность сделали свое дело и часть населения поддалось. Главный миф, которые засел в головах людей это то, что в Фалуньгун является хранительницей традиционных восточных учений. Мы с вами ранее говорили, что идеи секты Фалуньгун были лишь взяты из учений, переработаны для вполне практических целей. В интернете существуют ролики, в которых российские адепты секты искренне возмущаются, почему в Китае власти активно преследую секту.
Очевидно, что они и близко не знакомы с ситуацией. Тем временем, влияние секты возрастало:
«Первые встречи и занятия приверженцев Фалуньгун на территории нашей страны начали проводиться в г. Санкт-Петербурге в конце 1990-х гг., а уже в 2003 г. был зарегистрирован Центр духовного и физического совершенствования Фалунь Дафа. К моменту официальной легитимизации движение было широко представлено во многих городах России (Краснодар, Рязань, Абакан, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Владивосток и др.).» Там же. С. 210.
Однако, российские власти тоже начинают преследовать секту. Здесь речь идет исключительно о политических мотивах. По сути, нашей государственности они вреда не наносят, нас просто попросили власти Китая. В связи с этим, началось широкомасштабное почернение организации на территории нашей страны. Действительно, в России слишком преувеличивают опасность данной секты, но это не делает ее безопасной.
Список рекомендованной литературы
- Ахмидулина З.С. Возникновение и история развития китайского религиозного движения Фалуньгун в России (на материалах республики Бурятия). // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2015. – №7. – С.208-212.
- Владимиров Д.А. Перспективы экспансии движения «фалуньгун» во Владивостоке. // Религоведение. – Благовещенск: б/и, 2002. – №4. – С.155-159.
- Гордон А.В. Фалуньгун – религиозный культ, культурно-просветительское общество, социальное движение или политическая организация. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. – Мск.: Институт науной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2003. – №3. – С.148-165.
- Квитковская Т.А. Фалуньгун – культ ненависти: Сборник материалов. / Т.А. Квинковская. – Мск.: Общесственный комитет по правам человека, 2008. – 51с.
- Новикова Б.М. Современная религиозная секта Фалуньгун: личность основателя, содержание и характер учения, причины распространения и запрет в КНР. URL: