Концепция спасения в буддизме

Статья будет полезна для тех, кому интересно в общих чертах узнать про буддийскую традицию. Во второй половине прошлого века появилась мода на восточные идеи. Казалось бы, нужно написать «восточные учения», но речь именно про идеи. Проблема в том, что многие просто вырывают отдельные идеи из контекста учения или из культурно-исторического контраста в целом. Спрос на ярлык «буддист» сегодня также присутствует. Для человека это веет некой экзотикой, альтернативой, которая привлекает. Человека не интересует история буддизма (вспоминаем, что не единое учение), философия буддизма, психология буддизма и т.д. Такой поверхностный подход может сделать из человека, в лучшем случае, собирателя ярлыков, что не позволяет заниматься познанием, в худшем случае, человек станет асоциальным фанатиком. Кто бы что не говорил, но наша этническая принадлежность влияет на многое. Буддизм является мировой религией, однако базируется на идеях индуизма (общее название для большого числа верований), который явно соотносится с конкретным этносом. Речь не о том, что не стоит себя посвящать альтернативным религиям, а о том, что надо думать, прежде чем это вступать на неизведанный путь. В нашей стране есть известные люди, которые прошли буддийскую школу, но мы не знаем, как глубоко они погрузились и как восприняли это. Надо понимать, что настоящий буддист никогда не скажет, что он буддист (парадокс), поскольку все это становится частью его жизни, ярлыки его точно не интересуют. Статья не даст все ответы, более того, она может кому-то их вообще не дать. В любом источнике есть лишь информация, знания формирует человек в своей голове, поэтому не найдетесь, что в конце статьи придет прозрение и Вы воскликните: «теперь я разбираюсь в буддизме!». В конце статьи есть подборка литературы, которая позволит подробнее изучить вопросы, поднимаемые в данной статье.

Буддийские представления о «я»

Перед тем, как на понять, как происходит «спасение», мы должны понять, что из себя представляем мы с точки зрения буддийской традиции. Без этого понимания крайне сложно воспринимать все многообразие идей.

«Я» рассматривается, как иллюзия. Речь не идет о том, что нас нет, скорее о том, что мы есть нечто иначе. По факту, мы выглядим не как статуя, сделанные из цельного монолита, а как набор определенных элементов, свою личность лишь придумали.

Человек не может быть вырван из «контекста» мирового целого, любое живое существо не может быть даже представлено вне мира («само по себе»). Мы, как набор неких элементов, являемся лишь частью этого мира, не можем себя выделить из общего потока. Элементы, о которых мы поговорим позже, является частью всего, они не могут быть частью лишь нас.

Человек, в любой реальности, не может пребывать в качестве изолированного от всего окружающего, «субъекта познания», исследующего внешние «объекты познания». С точки зрения западного мышления существует всегда субъект и объект познания, но в буддийской традиции такой алгоритм не работает. Мы не можем быть субъектом, поскольку являемся такой же частью этого мира, как и наш объект изучения.

Личность подобна агрегату (набору механизмов), в котором соединены различные упорядоченные определенным образом психофизические элементы. Как уже сказали выше, мы состоим из нескольких элементов, представляя собой набор механизмов. Исходя из формулировки, речь идет о психических и физических элементах, то есть, наше тело существует.

Проблема бытия не рассматривается вне индивидуального опыта. Отсутствует объективная и субъективная сторона жизни, о чем обычно спорят, например, в наше время (эпоху постмодернизма). Мы воспринимаем все вокруг нас индивидуально, но эта индивидуальность включена в общий поток (мир), как его часть.

Отсутствие психофизического дуализма. Включение объективного мира в состав личности.

Личность, как совокупность элементов-дхарм. Это и есть те самые элементы, о которых говорили выше. Если быть точнее, то они составляют пять групп-скандх, но этот термин затрагивать не будем, поскольку текст и так сложный для восприятие. Важно понимать следующее: элементы можно сравнивать с нитями, из которых сплетена личность (вернее, то, что мы называем личностью).

Личность во времени. Мы, как совокупность психофизических элементов, постоянно находимся в движении (развитии). С точки зрения буддийской традиции не имеет значения, какими мы были в прошлом, какими будем в будущем. Важно здесь и сейчас совершенствовать себя (речь не только про сидение в позе лотоса под индийскую мантру, ибо в самом широком смысле). Это возможно лишь в случае отстранения от собственной личности (так как ее не существует), а также, от своих привязанностей к людям, вещам и т.д. Можно привести сравнение с поездом. Вы едите в поезде, цепляясь за столбы, которые в скором времени окажутся позади вашего пути. Все это кажется таким простым, но не забывайте факт о том, что в поезде сидит не личность со своим прошлым, а нечто, состоящее из большого числа элементов. После такой экспозиции картина не такая радужная, не так ли? То ли еще будет.

Понятие «Дхарма»

Ниже будут представлены формулировки о понятии, поскольку дать одно единственное и правильное определение невозможно. Здесь можно вспомнить китайское понятие «Дао», которому нельзя дать тоже определение (на канале представлены две статьи, посвященные даосизму, в рамках которых затрагивается это понятие)

  • От санскритского корня dhr — «держать». Дхарма — это «держатель» или «носитель». Держатель своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние.
  • Значения: «религия», «закон», «качество».
  • В логических трактатах «дхарма» означает «качество» (т. е. «несомое»), приписываемое носителю качеств, т. е. субъекту; в таких случаях «дхарму» можно переводить либо «сказуемое», либо «атрибут». Это наиболее специальное значение термина в общей литературе не встречается.
  • Традиционное определение: Дхарма — носитель своего признака (т. е. специфического).
  • Термин «дхарма» означает еще «учение».

Мы дадим комментарий относительно значения «качество». Это соотносится с предыдущем пунктом, где мы говорили про элементы-дхармы. То есть, мы должны понимать, что нам необходимо улучшать качество этих элементов. Понятие «дхарма» имеет много значений, в том числе, оно означает само учение Будды.

Карма

В основе кармы лежит действие. Действие является основным источником перерождения: моральное качество действия, совершенного в прошлой жизни, предопределяет счастье или несчастье в настоящем и в будущем. Про мораль мы поговорим немного позже, но забегая вперед, скажем, что, в первую очередь, важн осознанность действия, а не просто механическое выполнение.

Брахманизм. Надо понимать, что идея о карме была не придумана в буддизме, она присутствовала, например, в брахманизме, однако трактовка была иная. Карма понималась, как некое действие, выполненное верно, с точки зрения алгоритма, давала положительный результат. Например, богатство, долголетие и т.д. Ради этого и затевалось жертвоприношение. В отличие от буддийской традиции, здесь не нужно было осознанное действия, а лишь факт его выполнения.

Клеши

Не менее важным компонентом являются так называемые «клеши». В некоторым смысле, они являются еще более серьезным препятствием, чем карма.

  • Дословный перевод: «грязь»; «нечистота»
  • Классическим считается список из пяти основных клеш: чувственности, гнева, лени, тщеславия, неуверенности.
  • Есть и более обширные списки аффектов, в которых, наряду с названными, перечисляются гордыня, высокомерие, бесстыдство, жестокосердие и другие качества.

Почему все это мешает? Вспоминаем, что из себя представляет человек. Набор психофизических элементов, которые постоянно находиться в движении, которое неизбежно. Какой смысл вообще цепляться за клеши? Правильно, его нет. Нет греха в том, чтобы это делать, Вы продолжите спокойно жить, но продолжите воспринимать себя, как личность, думая, что в этом есть какой-то смысл, испытывать на себе страдания, переживать из-за того, чего на самом деле нет. Такова логика буддийской традиции. Жизнь человека, не ориентированного на сознательное духовное пробуждение, так и проходит в бессмысленной череде самовоспроизводящихся аффектов.

Четыре благородные истины

1. Благородная истина о страдании

  • Стандартный перевод: «дуккха» — страдание
  • Второй смысл: «дуккха» — глубинная неудовлетворенность конечностью и постоянной изменчивостью всех форм существования

Про классическую трактовку все слышали, поэтому про нее говорить не будем. Упомянем лишь о том, что страдания бывают разного уровня. Интереснее второй смысл слова. Снова вспоминаем, что из себя представляет человек, эта конструкция постоянно движется, то есть, все меняется, причем за считанные секунды, мы не те, что были секунду назад, в нас что-то изменилось, например, начали думать о том, о чем до этого мгновения не думали. Важно понимать, что наша жизнь — это то самое мгновение. Щелкните пальцами — вот оно мгновение. Прошлого нет, будущего тоже — все в голове. Вернемся ко второму смыслу слова «дуккха». Страдание еще можно понимать, как состояние, которое возникло из-за того, что Вы не хотите принимать свою жизнь. как мгновение. Более того, Вы, как набор психофизических элементов, являетесь таковым лишь в то самое мгновение. Если читаете это и крутите пальцев у виска, думая о том, что здесь описана какая-то чушь, то поздравляю — Вы страдаете.

«Рождение – дуккха, старость – дуккха, болезнь – дуккха, смерть – дуккха, печаль и скорбь – дуккха, страдание и несчастье – дуккха, беспокойство – дуккха…» Дхармачакра-правартана-сутра

Речь идет не о том, что сам факт рождения и старения есть страдание. Это состояние возникает лишь когда Вы начинаете думать о своем рождении, как о чем-то значимом, или придаете слишком важное значение старости. Вы, еще раз повторим, набор психофизических элементов, который уже через секунду изменится. Рождение и старость вообще должны быть не важны для Вас. По сути, мы должны понять, что ощущения времени не должно быть. Именно поэтому в состоянии Нирваны время отсутствует.

2. Благородная истина о возникновении страдания

Отчасти, мы немного затронули этот аспект, но давайте уточним.

  • Триш-на («жажда») – постоянные желания;
  • В переносном смысле она понимается как желание, влечение, а также как отвращение — оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком.

Речь идет о привязанности к тому, чего нет. Вы жаждите богатства, внимания, но все это бессмысленно. Если желания человека удовлетворяются, то мы привязываемся к тем людям, идеям, вещам, которые приносят нам это удовлетворение: нам нравится ими обладать или эгоистически наслаждаться. В отличие от христианской традиции, это не грех. Вспомните, когда Вы делали что-то бессмысленное в последний раз. Вроде, сделать надо, но осознаете, что никакого толка в этом нет.

3. Благородная истина о прекращении страдания

Как Вы понимаете, не существует инструкции. Нам даны лишь некоторые ориентиры, не более.

Три типа радости:

  • Первый тип: телесное здоровье, чувственное наслаждение.
  • Второй тип (ментальная радость): удовлетворение интеллектуальных и эмоциональных желаний и склонностей.
  • Третий тип (наивысший): чистая радость, свободная от эгоистических интересов и индивидуальных предпочтений, превосходит все известные мирские переживания.

Первые два типа указывают на привязанность к мирским вещам, которые, как мы уже сказали, не имеют никакого значения. Третий тип подразумевает радость, которая возникает от того, что человек больше не привязан к мирским вещам, к чувствам, идеям, людям.

4. Благородная истина о пути избавления от страданий

Благородный Восьмеричный путь:

  • Правильные воззрения;
  • Правильные устремления;
  • Правильная речь;
  • Правильные действия;
  • Правильные средства к жизни;
  • Правильное усилие;
  • Правильная осознанность;
  • Правильное сосредоточение.
  • Думаю, что многим попадался список, расписывать значение каждого пункта нет смысла, интуитивно понятно, куда важнее объяснить общую суть. Для этого нам нужно рассмотреть этимологию общего названия «Благородный Восьмеричный путь».

    Перевод: «арья-аштангика-марга»

    «арья» — благородный, святой (обозначает все, что связано с духовностью);

    «ашта» — число 8;

    «анга» — член, часть, росток (например, слово «панчангапранами» — поклон «пятью членами» (одновременно)).

    Обратите внимания на последний пункт. Когда мы кланяемся, то руки, ноги и голова совершают это действие вместе. Это нам говорит о следующем: дословно перевод звучит совсем иначе: «Благородный Восьмичленный путь» или «Благородный Восьмичастный путь». В чем принципиальная разница? Западный человек, чаще всего, воспринимает все так: данный путь делиться на этапы, один кончился, начался следующий. Однако, исходя из этимологии все иначе. Например, мы стремимся к правильным воззрениям, в какой-то момент начинаем стремиться к правильным устремлениям, но это не означает, что первый этап закончен, наоборот, они протекают параллельно, никакой не прекращается, в дальнейшем к ним прибавляются последующие пункты из списка.

    Этический буддийский критерий

    В этом пункте мы проведем небольшое обобщение, подробнее поговорим о тех моментах, на которые, возможно, читатель не заострил внимание.

    • Правильность или неправильность действия, его совершенство или несовершенство, определяется состоянием ума, в котором его совершали;
    • Нравственный критерий является психологическим, а не теологическим.

    Начнем с первого пункта. Помните, мы говорили о том, что любое действие должно быть осознанным, а не совершаться чисто механически. Например, мы даем милостыню. Если исходим из того, что так положено делать, нам жалко человека, мы хотим попасть в Рай, то здесь и речи не идет об осознанности. Мы всего лишь набор психофизических элементов, для нас деньги не должны быть важны, а этот бедняга этого еще не понял, для него они важны, поэтому ему они нужнее. Отдельно нужно остановится на втором пункте. Теологический критерий нравственности есть, например, в христианстве. Единый Бог Творец, наличие добра и зла. В буддийской традиции нет ни добра ни зла. Какие же критерии есть в отношении действий человека?

    Два вида действия: искусное и неискусное (нравственность зависит от разума и интуиции)

    • Неискусные: базируются на привязанности, эгоизме, ненависти, отвращении, умственной неразберихе, недоумении, духовной слепоте, неведении;
    • Искусные: свободны от привязанностей, ненависти, умственной неразберихе, стремление делиться, отдавать, любовь, сострадание, понимание.

    В основе всего лежит осознанность.

    Кто такой Будда?

    Если Вы читали внимательно, то интуитивно поймете ответ на этот вопрос. Ниже приведен отрывок, который поможет сформулировать для себя ответ. Если после его прочтения ответа не возникнет, значит, статья была для Вас бесполезна. Отрывок покажется простым, но он поможет определить, пытаетесь ли Вы рассматривать восточные учения, как нечто иное и самодостаточное, или Вас до сих пор сковывают западные категории мышления. В любом случае, путь познания на этом не заканчивается.

    «После ночи Великого пробуждения Будда шел по дороге, и встречный, пораженный его видом, излучающим сияние и великое спокойствие, спросил: «Кто ты? Бог?» — «Нет, я не бог», — ответил Будда. «Тогда ты, может быть, великий мудрец?» И снова Будда ответил отрицательно. «Неужели ты человек?» — «Нет, — ответил Будда. — Я Пробужденный, Будда». Да он и в самом деле уже больше не был человеком: люди рождаются и умирают, а Будда превыше жизни и смерти.»

    Список рекомендованной литературы

    • Альбедиль М. Буддизм. Религия без Бога. / М. Альбедиль. – СПб.: Вектор, 2013. – 272с.
    • Бадмацыренов Т.Б. Буддийская практика спасения в теории ступеней пробуждения. // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2015. – №14. – С.3-8.
    • Бережной С.Б. Проблема личности в контексте эпистемологии буддизма. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет, 2013. – №1. – С.153-157.
    • Васильев В.А. Будда о добродетели. // Социально-гуманитарные знания. – Мск.: Редакция журнала «Социально-гуманитарные знания», 2008. – №1. – С.138-148.
    • Дарибазарон Д.Э. Буддийская концепция пути. // Гуманитарный вектор. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2015. – №4 (44). – С.143-148.
    • Мариничева Е.В. Этика и личность: особенности буддийской этики. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2007. – №53. – С.158-164.
    • Мигнулов В.Н. Мировоззренческие различия буддизма и аврамических религий. // Психология в экономике и управлении. – Иркутск: Байкальский государственный университет, 2014. – №1. – С.145-148.
    • Розенберг О.О. Труды по буддизму. / О.О. Розенберг. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 295с.
    • Сангхаракшита (Деннис Лингвуд). Благородный восьмеричный путь будды. / пер. с англ. М. Андреев. – СПб.: Культурный центр «Уддияна», 2006. – 176с.
    • Торчинов В.А. Введение в буддологию: курс лекций. / В.А. Торчинов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – 304с.
    • Филонов А.А. Бетехтина Е.Н. Кузнецова А.В. Специфика буддизма как философии и религии. // Colloquium-journal. – Голая пристань: Голопристанський мiськрайонний центр зайнятостi, 2019. – №1-2(25). – С.54-55.