Социальная организация, как проблемное поле: формальные и неформальные отношения, пространство социальной организации

В статье затрагиваются неформальные отношения и пространство социальной организации. Оба пункта являются крайне неоднозначными, поэтому их сложно рассматривать в рамках классических теоретических моделей социологии.

Формальные и неформальные отношения

Теоретическая модель социальной организации вмещает в себя, в том числе, те аспекты, которые не всегда поддаются системного анализу. В ключе социальной организации существует, как формальные, так и неформальные отношения. Формальные отношения починяются строгим законам (об этом вполне можно почитать в интернете), они учитывают иерархию, структуру, внешний контроль и т.д. Их проявления, по сути, запланированы заранее, прописан четкий алгоритм. Однако, в любой социальной организации возникают проблемы: не все взаимоотношения поддаются контролю и корректировке. Неформальные отношения возникают там, где формальная структура теряет свою силу.

Под неформальными отношениями принято понимать:

«действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также, сложную сеть социальных связей, типов членства и центров влияния и коммуникации, которые сложились внутри и между составляющими организацию группами при формальных структурах, но не конкретизированы ими» (Гвишиани, Д.М. Организация и управление: социологический анализ буржуазных теорий / Д.М. Гвишиани. М. 1972.).

Неформальные отношения выходят за рамки обычной социологической модели, поэтому трактовки могут отличаться. Часть исследователей воспринимают их более позитивно, добавляют эффективности, другие более негативно, приводят к конфликту интересов. На практике можно увидеть, что иногда неформальные отношения имеют те же цели, что и формальные структуры (например, новый работник пытается влиться в коллектив для более эффективной работы), но так бывает не всегда. Рассматривать негативный вариант, когда неформальные отношения мешают нормальному функционированию организации, в рамках данной статьи не имеет смысла, поскольку мы уйдем в междисциплинарную сферу, понятно, что речь идет о человеке и рационализировать отношения в организации не стоит, всегда есть психологический фактор.

Интересно, что неформальные отношения практические не изучаются в рамках социологии, существуют общие тезисы и определения, но проблематика практически не фиксируется. Это сложно сделать, поскольку член любой социальной организации может не задумываться, что в данный конкретный момент он перешел в рамки неформальных отношений, сложно проследить процесс перехода.

Основные формы проявления неформальных отношений для достижения формальных целей:

Адаптация – новые члены должны адаптироваться, для не всегда предусмотрен алгоритм действий в рамках формальных отношений;

Взаимная помощь – например, помощь может осуществляться не только в виде консультации, но и с помощью временной замены (берет обязанности на себя);

Сверхнагрузка – член организации стремиться к достижению формальной цели, однако количество времени и сил может быть затрачено больше, чем запланировано в рамках формальных отношений.

«Причины социального характера, обуславливающие постоянное неофициальное взаимодействие членов организации, обеспечивают ее целостность. Поэтому социологический подход к изучению неформальных отношений предлагает видеть в них не только процесс установления и развития человеческих контактов, но также один из способов объединения сотрудников и рассматривать неформальные отношения как один из факторов, который обеспечивает стабильность, функционирование и развитие организации. Неформальные отношения обеспечивают социализацию индивида с организацией, ее культурными нормами. Они поддерживают подсистему идентичности и латентности (поддержание образцов) — одну из четырех подсистем организации, обеспечивающих ее выживание, согласно Т. Парсонсу.» (Карартинян З.О. Влияние неформальных отношений на социальный ресурс в организациях С. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neformalnyh-otnosheniy-na-sotsialnyy-resurs-v-organizatsiyah).

Благодаря им происходит интеграция личности в системе идеологических норм (социальный порядок), социальных ролей (функциональные требования), культурных норм (узаконенные в организации). Ключевым является и то, что именно они формируют лояльность членов организации к требованиям и нормам.

Неформальные отношения мало изучаются в рамках социологии, поэтому давать итоговую оценку им мы не можем. В любом случае, роль подобных отношений отводиться на задний план, видимо, таким образом исследователи хотят обосновать правильность свои теоретических моделей, не затрагивая аспекты, которые в них не вписываются.

Пространство социальной организации

В данном подразделе мы рассмотрим моменты, которые не всегда вписываются в классические теоретические модели. Крайне просто дать определение социальной организации и перечислить ее принципы, однако, есть вещи, без которых сложно выстроить всю систему понимания. Считается, что социальная организация не заканчивается в пределах своих физических границ. Любая личность живет в двух мирах: микромире, подразумевающий контакты лицом-к лицу, и макромире, который состоит из более масштабных структур. Интересно, что в рамках второго мира мы включаемся в отношения более абстрактные, анонимные и удаленные В какой-то момент интересы социальной организации возрастают настолько, что последняя не может уже существовать в прежних границах. Это вполне закономерный процесс, поскольку любая организация стремиться так или иначе соединиться в группу с другими (если следовать идее всеобщего единства всего живущего).

Группа подразумевает систему координат, которая дополняется с помощью вновь вошедшей организации.

Георг Зиммель предложил рассматривать пространство социальной организации с помощью пяти его качественных характеристик:

  • Уникальность;
  • Наличие границ;
  • Формы социального образования в пространстве;
  • Пространственная дистанция;
  • Движение организации в пространстве.
  • Уникальность подразумевает деление пространства на физические границы в единой системе координат (само же пространство однородно). Граница может появится, в том числе, благодаря усилию индивидов. Дальше возникают сложности, поскольку в теоретическую модель не вписывается, например, факт, что в одних физических границах могут находиться несколько социальных организаций (в реальной жизни такое бывает). Так происходит, потому что в рамках организации присутствует несколько подсистем, часть из которых не привязаны к конкретной «почве», что приводит к их связи с другими подсистемами других организаций. Она занимают не просто точку пространства, а отдельное «место», которое несет в себе особое содержание, являясь постоянным.

    Важно помнить, что в рамках одних и тех же границ социальные организации возникают не одновременно, а значит, какая-то из них будет более важной и влиятельной, это определяется с помощью уровня ресурсного потенциала (членов). Так происходит, потому что при образовании более поздней организации в тех же границах появляются ресурсные асимметрии, которые нужно устранить.

    В классической теоретической модели социальная организация определяется, прежде всего, совокупностью взаимодействий линейностей, имеющие общие цели и стремящиеся к ним. Казалось бы, с помощью этого легко можно определить любую социальную организацию в пространстве. Однако, выше мы уже упомянули, что деятельность социальной организации не заканчивается в пределах своих физических границ и различные подсистемы могут взаимодействовать.

    Как подчеркивает А.Ф. Филиппов в своей книге, существует два вида образований:

  • Данный вид имеет равномерное отношение ко всем точкам пространства;
  • По своему внутреннему смыслу не соотносящиеся с пространством (надпространственные).
  • Также, есть и промежуточные (находятся между двумя видами), которые покрывают не все точки пространства.
  • Чтобы немного упростить понимание, добавим, что определение точных границ социальной организации возможно. Даже, если она воздействует и взаимодействует за пределами своих физических границ, она все равно действует из конкретных точек пространства, то есть, центра влияния.

    Подобное закрепление социальной организации в пространстве бывает двух видов:

  • Присутствие членов группы в каком-то месте;
  • «Точка вращения» — место, где соприкасаются элементы, которые в отношении остальных точек пространства независимы.
  • Для обобщения стоит заметить, что не существует как таковой физической границы, определение границ носит более сложный характер, нежели тот, который представлен в классической теоретической модели. Куда более актуальным становится понятие «пространственное влияние».

    Давайте приведем конкретный пример, чтобы закрепить сложные умозаключения. Возьмем такую организацию, как Церковь. Ее область влияние можно определить эмпирически, но только в конкретный период. Определить четкие физические границы практически невозможно, но мы можем точно сказать, что данная организация оказывает сильное влияние на многие элементы других организаций, что говорит о надпространственном характере.

    Мы уже упомянули, что на одной территории может находиться не только одна социальная организация, силу влияния определяет ресурсный потенциал. Благодаря этому и образуется та самая «почва», с помощью которой социальная организация закрепляется в определенной части пространства.

    Теперь давайте определим границы социальной организации. Мы уже знаем, что физические границы могут быть размыты, поэтому, помимо них, можно рассматривать так называемые «границы интереса», которые делятся на прямые и косвенные. Границы прямого интереса определяются с помощью прямых контактов. Границы косвенного интереса не предполагают прямых контактов, но действия в их пределах способны также влиять на социальные организации. Следовательно, действия в зоне границ косвенного интереса могут заставить организацию действовать или бездействовать, что вызовет ответную реакцию. Социальная организация является узлом в общей социальной сети, поэтому действие в пределах границ прямого интереса является импульсом для всей сети.

    Полноценная деятельность социальной организации будет лишь в том случае, если взаимоотношения будут происходить в пределах физических границ, так и за их пределами (с помощью агентов в разных точках пространства). Учитывая современные технические новшества, коммуникация осуществляется на больших расстояниях, что еще больше размывает границы социальных организаций. Чтобы еще раз убедить в размытости границ, упомянем, что, когда агент социальной организации действует в той или иной точки пространства (за пределами физической границы организации), он может воспринимать свою деятельность, как непространственную, что явно усложняет понимание и построение теоретических моделей.

    Любая социальная организация стремиться влиться в общее пространство, что осуществляется с помощью ее расширения. Со временем она теряет свою изначальную форму, происходит изменение с точки зрения ресурсных показателей, и в итоге, она начинает терять почву, на которой базировалась.

    По мнению Зиммеля, под «почвой» мы должны понимать небольшой круг, который обособлен от других и замкнут в себе. Чтобы не запутаться, пометим, что личности в рамках этого круга имеют свободу, но лишь в его границах, только в этом случае мы можем отделять один круг от другого. По сути, те самые правовые нормы регулируют, чтобы личности не выходили за пределы того или иного круга, чтобы не создавались ресурсные асимметрии.

    Социальная организация способна выступать, как подсистема другой более развитой организации, принимая ее правила и нормы, что вносит дополнительную путаницу в построение теоретической модели. Со одной стороны, когда социальная организация выходит за свои первоначальные границы, открывается больше вариантов действий, с другой, это требует большее количество ресурсов. Есть всегда риск разрушения социальной организации, поскольку в таких условиях негативный эффект направлен на единство членов. Мало того, что организация начинает делиться на большое количество подсистем, так еще и усложняется восприятие задач, поскольку в усложненной системе акцент на определенные задачи переносится в конкретный момент расширения границ, в конкретное время. Ресурсы начинают распределяться не всегда целенаправленно, организации становится сложнее контролировать процессы внутри и вовне.

    В рамках социологии подразумевается, что каждый член социальной организации, как винтик, который занимает определенное место, играет определенную роль, будто изначально известно, какое место он должен занять в организации. Это действительно так, однако, такое положение вещей сохраняется тогда, когда система сохраняет стабильность. Как только нарушается неизменность структуры целого, изменяется положение отдельных членов организации.

    Пространственная дистанция обусловлена особенностями культуры, опираясь на которые, каждый член организации находит оптимальную дистанцию для себя, что влияет на общую систему. Движение в пространстве также обусловлено культурой и эпохой, как именно личность соотносит себя с той почвой, на которой базируется социальная организация.

    Как мы видим, существует большое количество пробелов в теории о формировании и функционировании социальной организации. Рассматривать понятие «социальная организация» крайне удобно социологам, когда состояние системы находиться в стабильном состоянии, можно дать четкое определение и сформулировать емкие тезисы и ее сущность. Куда сложнее восполнять пробелы теоретических моделей, когда практика начинает опровергать теорию, и верить в то, что человеческий разум способен описать все. Вопросы о неформальных отношениях и границах социальной организации до сих пор остаются проблемными.

    Список рекомендованной литературы

    • Алашеев, С. Неформальные отношения в процессе производства: взгляд изнутри// Социол. исследования. 1995. № 2. С. 12 – 15
    • Барсукова, С.Ю. Приватизация и трудовые отношения: от единого и общего – к частному и разному / С.Ю. Барсукова, В.И. Герчиков. Новосибирск, 1997. С. 12 – 18.
    • Бергер П.Л. Бергер Б. Социология / Личностно-ориентированная социология. М.: Академический проект. 2004.
    • Власюк Г.В. Ресурсы социальной организации. М.: АСВ. 2010.
    • Гвишиани, Д.М. Организация и управление: социологический анализ буржуазных теорий / Д.М. Гвишиани. М. 1972.
    • Зиммель Георг. Большие города и духовная жизнь // ЛОГОС. М.: Издательство Института Гайдара. 2002. – № 3 (3–4).
    • иммель Георг. Флоренция // Логос. М.: Издательство Института Гайдара. 2002. № 3–4.
    • Карартинян З.О. Влияние неформальных отношений на социальный ресурс в организациях С. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neformalnyh-otnosheniy-na-sotsialnyy-resurs-v-organizatsiyah
    • Филиппов А.Ф. Теоретические основания социологии пространства. М.: КанонПресс-Ц. 2003.