Источник:
Если объединить частные самолеты российских миллиардеров в одну компанию, то получится крупный перевозчик, второй по числу бортов после «Аэрофлота» с парком более 250 воздушных судов. Всего же россиянам принадлежит до 500 бизнес-джетов, и большинство из них зарегистрировано за границей. Принятые 6 апреля 2018 года Минфином США санкции против российских бизнесменов испортили жизнь миллиардерам и запустили волну распродаж.
Попав под санкции, Олег Дерипаска был вынужден отказаться от трех самолетов Gulfstream G550. Credit Suisse и Raiffeisen Bank разорвали с компаниями Дерипаски лизинговые контракты, а джеты выставили на продажу по $30 млн. В похожей ситуации оказался и владелец Crocus Group Араз Агаларов: ему пришлось экстренно погасить кредит на $20 млн в американском банке Stonebriar Commercial Finance, где был заложен его Gulfstream G550. На рынке оказались самолеты еще нескольких бизнесменов, попавших под санкции, например, Сулеймана Керимова (Boeing BBJ2 и Вombardier Global Express ХRS) и Бориса Ротенберга (Bombardier Global). Бизнесмены опасаются оказаться в ситуации, подобной той, в которую попал владелец Volga Group Геннадий Тимченко: компания Gulfstream перестала выполнять договорные обязательства и поставлять запчасти для его Gulfstream G650. «Соответственно, ряд других самолетов российских владельцев также сняли с обслуживания, отказались предоставлять им послепродажную поддержку, лишили гарантии. Гражданам, которые находятся в санкционном списке, часть европейских и американских операторов стала отказывать в перевозке, не говоря уже о продаже новой техники», — объясняет управляющий директор Jet24 Павел Захаров. В итоге самолет Тимченко «осел» на дочерней компании Российского фонда прямых инвестиций — кипрской Amerivo Holdings.
Кому какие борта принадлежат — в рейтинге Forbes «50 самых дорогих самолетов российских бизнесменов».
50 самых дорогих самолетов российских бизнесменов
Предполагаемый владелец
Страна регистрации
Марка
Год выпуска
Оценка стоимости, $ млн
1
Алишер Усманов
Мэн
Airbus A340
2008
150
2
Роман Абрамович
Аруба
Boeing 767
2003
120
3
Роман Абрамович
Германия
Airbus A319
2014
85
4
Андрей Скоч и семья
Аруба
Airbus A319
2013
71
5
Андрей Козицын
Австрия
Airbus A320
2008
67
6
Виктор Рашников
Бермуды
Gulfstream G650ER
2017
62,5
7
Сергей Галицкий
Мэн
Gulfstream G650
2017
60
8
Дмитрий Рыболовлев
Мэн
Airbus A319
2012
60
9
Игорь Макаров
Аруба
Boeing 737 BBJ
2010
58,8
10
Андрей Мельниченко
Мэн
Boeing 737 BBJ
2009
58
11
Александр Абрамов, Александр Фролов
Германия
Airbus A319
2010
57
12
Владимир Евтушенков
Аруба
Boeing 737 BBJ
2007
57
13
Виктор Вексельберг
Аруба
Airbus A319
2009
56
14
Михаил Прохоров
Мэн
Airbus A319
2009
56
15
Самвел Карапетян
Мальта
Gulfstream G650
2015
53
16
Искандер Махмудов
Австрия
Gulfstream G650
2015
53
17
Вагит Алекперов
Кайманы
Boeing 737 BBJ
2006
50
18
Год Нисанов
Мэн
Gulfstream G650
2014
48,6
19
Филарет Гальчев
Мальта
Bombardier Global 6000
2016
45
20
Вадим Мошкович
Мэн
Bombardier Global 6000
2016
45
21
Зарах Илиев
Мэн
Airbus A318 Elite
2011
42,5
22
Олег Тиньков
Мэн
Dassault Falcon 7X
2016
42,5
23
Роман Абрамович
Люксембург
Gulfstream G650
2014
42
24
Леонид Михельсон
США
Gulfstream G650
2013
42
25
Владимир Потанин
Австрия
Gulfstream G650
2013
40
26
Василий Анисимов
Люксембург
Bombardier Global 6000
2014
36,6
27
Фархад Ахмедов
Мэн
Bombardier Global 6000
2014
36,6
28
Виктор Вексельберг
Мэн
Bombardier Global 6000
2013
36,2
29
Андрей Гурьев
Австрия
Airbus A319
2007
36
30
Владимир Потанин
Австрия
Gulfstream G550
2013
33
31
Владимир Богданов
Россия
Gulfstream G550
2012
31
32
Олег Дерипаска
Мэн
Gulfstream G550 (ALAY)
2012
31
33
Олег Дерипаска
Мэн
Gulfstream G550 (UGIC)
2012
31
34
Андрей Молчанов
Мальта
Bombardier Global 5000
2015
30
35
Араз Агаларов
Кайманы
Gulfstream G550
2010
27
36
Сергей Адоньев, Альберт Авдолян
США
Bombardier Global 6000
2012
27
37
Алексей Мордашов
Мэн
Bombardier Global 6000
2012
27
38
Алишер Усманов
Люксембург
Dassault Falcon 7X
2012
27
39
Алексей Репик
Мэн
Bombardier Global 5000
2014
25,2
40
Анатолий Седых
Мальта
Bombardier Global 5000
2014
25,2
41
Александр Светаков
Австрия
Bombardier Global 5000
2013
24,5
42
Александр Пономаренко
Мэн
Gulfstream G550
2011
24
43
Виктор Харитонин
Мэн
Gulfstream G550
2009
23,6
44
Муса Бажаев
Кайманы
Bombardier Global Express XRS
2010
23,2
45
Михаил Гуцериев
Аруба
Bombardier Global Express XRS
2010
23,2
46
Александр Абрамов, Александр Фролов
Германия
Bombardier Global Express XRS
2009
22,4
47
Александр Джапаридзе
Люксембург
Dassault Falcon 7X
2009
20,5
48
Владимир Лисин
Австрия
Bombardier Global 5000
2011
20
49
Игорь Кесаев
Бермуды
Bombardier Global 6000
2009
20
50
Игорь Алтушкин
Мэн
Embraer Legacy 650
2016
18
1 из 13
Татьяна Белякова
2 из 13
DR
3 из 13
Thomas Vatany
4 из 13
Getty Images
5 из 13
Simone Vanini
6 из 13
Karl Dittbacher
7 из 13
Przemyslaw Burdzinski
8 из 13
Peter Leu
9 из 13
Michael Sender
10 из 13
Controller
11 из 13
Gulfstream
12 из 13
Jeremy Denton
13 из 13
Bjorn ter Beest
1. Airbus A340
Год выпуска: 2008
Предполагаемый владелец: Алишер Усманов
Страна регистрации: остров Мэн
Оценочная стоимость: $150 000 000
Четырехмоторный лайнер Усманова — самый большой среди всех самолетов, принадлежащих участникам российского рейтинга Forbes. Усманов предпочитает летать на широкофюзеляжном Airbus A340. В честь отца Алишера Усманова лайнер называется Bourkhan, это имя написано на борту. Номер регистрации можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov)». Борт длиннее, чем самолет Романа Абрамовича. Купить его Усманов мог за $300–350 млн. Борт базируется в Москве. А340 отличается очень высоким расходом топлива, из-за этого на него сильно упал спрос.
2. Boeing 767
Год выпуска: 2003
Предполагаемый владелец: Роман Абрамович
Страна регистрации: остров Аруба
Оценочная стоимость: $120 000 000
Самолет получил кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, его уменьшенная модель продается в сувенирных магазинах. Модификация борта Абрамовича означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 000 км. Такой огромный самолет покупают те, кому приходится летать по миру с большим числом сопровождающих лиц. На борту этого «Боинга» могут с комфортом работать более 60 человек. Джет, на котором передвигается Абрамович, часто можно увидеть на фотографиях споттеров в разных уголках планеты — в Ницце, Зальцбурге, на Сен-Мартене, в Тель-Авиве.
3. Airbus A319
Год выпуска: 2014
Предполагаемый владелец: Александр Абрамов
Страна регистрации: Германия
Оценочная стоимость: $85 000 000
Разработанный во Франции Airbus A319 является укороченной на 4 м версией авиалайнера А320: размах крыла 34,1 м, максимальная взлетная масса 76 500 кг, крейсерская скорость 820 км/ч. Версия Airbus Corporate Jet создана для бизнес-авиации. Этот лайнер может перевозить 19 VIP-пассажиров. При необходимости салоны легко демонтируются, что позволяет вмещать уже 100 человек. Максимальная дальность полета с VIP-салоном —12 000 км. В реальных полетных условиях модель A319 может покрывать расстояние до 10 400 км. Самолет обслуживается компанией Vertis Aviation.
Александр Абрамов
Рейтинг Forbes: №21
Состояние в 2018 году: $5200 млн
Узнать подробнее
4. Airbus A319
Год выпуска: 2013
Предполагаемый владелец: Андрей Скоч и семья
Страна регистрации: остров Аруба
Оценочная стоимость: $71 000 000
Бортовой номер самолета MGU перекликается с 99-метровой яхтой Madame Gu и Lady Gulya, которые относили к Скочу. На яхте Madame Gu базировался вертолет Eurocopter Dauphin с регномером 3A-MGU. Самолет с комфортом перевозит 19 пассажиров, он был передан заказчику в начале 2014 года. Самолет можно видеть в таких городах, как Лондон, Цюрих или даже Ташкент. Борт часто бывает в бизнес-терминале Внуково, совладельцем которого также считается семья Скоча.
Такой же самолет может быть у Дмитрия Рыболовлева, Александра Абрамова, Александра Фролова, Виктора Вексельберга, Михаила Прохорова, Андрея Гурьева.
Михаил Прохоров
Рейтинг Forbes: №13
Состояние в 2018 году: $9600 млн
Узнать подробнее
Виктор Вексельберг
Рейтинг Forbes: №9
Состояние в 2018 году: $14400 млн
Узнать подробнее
Дмитрий Рыболовлев
Рейтинг Forbes: №18
Состояние в 2018 году: $6800 млн
Узнать подробнее
Александр Абрамов
Рейтинг Forbes: №21
Состояние в 2018 году: $5200 млн
Узнать подробнее
Андрей Скоч
Рейтинг Forbes: №23
Состояние в 2018 году: $4900 млн
Узнать подробнее
Александр Фролов
Рейтинг Forbes: №44
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Андрей Гурьев
Рейтинг Forbes: №26
Состояние в 2018 году: $4500 млн
Узнать подробнее
5. Airbus A320
Год выпуска: 2008
Предполагаемый владелец: Андрей Козицын
Страна регистрации: Австрия
Оценочная стоимость: $67 000 000
Самолет и его уникальная ливрея с золотыми узорами и птицей на хвосте достались российскому миллиардеру от предыдущего владельца — саудовской Saad Group разорившегося миллиардера Маан аль-Санеа. Самолет перебазировали из Саудовской Аравии в екатеринбургский аэропорт Кольцово. Самолет часто можно видеть в европейских городах — Вероне, Вене и Париже. Также этот Airbus нередко посещает города, где проводит свои игры екатеринбургский хоккейный клуб «Автомобилист», спонсором которого является УГМК (Андрей Козицын — совладелец компании). Иногда им летит и сама хоккейная команда.
Gulfstream G650
Таким самолетом предположительно владеют: Виктор Рашников, Сергей Галицкий, Самвел Карапетян, Искандер Махмудов, Год Нисанов, Роман Абрамович, Леонид Михельсон, Владимир Потанин.
Владимир Потанин
Рейтинг Forbes: №6
Состояние в 2018 году: $15900 млн
Узнать подробнее
Роман Абрамович
Рейтинг Forbes: №11
Состояние в 2018 году: $10800 млн
Узнать подробнее
Виктор Рашников
Рейтинг Forbes: №14
Состояние в 2018 году: $9300 млн
Узнать подробнее
Искандер Махмудов
Рейтинг Forbes: №16
Состояние в 2018 году: $7300 млн
Узнать подробнее
Леонид Михельсон
Рейтинг Forbes: №3
Состояние в 2018 году: $18000 млн
Узнать подробнее
Сергей Галицкий
Рейтинг Forbes: №28
Состояние в 2018 году: $4000 млн
Узнать подробнее
Самвел Карапетян
Рейтинг Forbes: №30
Состояние в 2018 году: $3700 млн
Узнать подробнее
Год Нисанов
Рейтинг Forbes: №37
Состояние в 2018 году: $3300 млн
Узнать подробнее
Boeing 737 BBJ
Этим самолетом предположительно владеют: Игорь Макаров, Андрей Мельниченко, Владимир Евтушенков, Вагит Алекперов.
Вагит Алекперов
Рейтинг Forbes: №4
Состояние в 2018 году: $16400 млн
Узнать подробнее
Игорь Макаров
Рейтинг Forbes: №46
Состояние в 2018 году: $2100 млн
Узнать подробнее
Андрей Мельниченко
Рейтинг Forbes: №7
Состояние в 2018 году: $15500 млн
Узнать подробнее
Владимир Евтушенков
Рейтинг Forbes: №49
Состояние в 2018 году: $2000 млн
Узнать подробнее
Bombardier Global 6000
Этим самолетом предположительно владеют: Филарет Гальчев, Вадим Мошкович, Василий Анисимов, Фархад Ахмедов, Виктор Вексельберг, Сергей Адоньев, Альберт Авдолян, Алексей Мордашов, Игорь Кесаев.
Алексей Мордашов
Рейтинг Forbes: №2
Состояние в 2018 году: $18700 млн
Узнать подробнее
Виктор Вексельберг
Рейтинг Forbes: №9
Состояние в 2018 году: $14400 млн
Узнать подробнее
Василий Анисимов
Рейтинг Forbes: №68
Состояние в 2018 году: $1400 млн
Узнать подробнее
Филарет Гальчев
Рейтинг Forbes: №99
Состояние в 2018 году: $1000 млн
Узнать подробнее
Фархад Ахмедов
Рейтинг Forbes: №69
Состояние в 2018 году: $1400 млн
Узнать подробнее
Игорь Кесаев
Рейтинг Forbes: №41
Состояние в 2018 году: $2400 млн
Узнать подробнее
Вадим Мошкович
Рейтинг Forbes: №50
Состояние в 2018 году: $2000 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Альберт Авдолян
Рейтинг Forbes: №146
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
Сергей Адоньев
Рейтинг Forbes: №147
Состояние в 2018 году: $700 млн
Узнать подробнее
9. Airbus A318 Elite
Этим самолетом предположительно владеет Зарах Илиев.
Зарах Илиев
Рейтинг Forbes: №36
Состояние в 2018 году: $3300 млн
Узнать подробнее
Dassault Falcon 7X
Этим самолетом предположительно владеют: Олег Тиньков, Алишер Усманов, Александр Джапаридзе.
Алишер Усманов
Рейтинг Forbes: №10
Состояние в 2018 году: $12500 млн
Узнать подробнее
Александр Джапаридзе
Рейтинг Forbes: №61
Состояние в 2018 году: $1600 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Олег Тиньков
Рейтинг Forbes: №43
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Gulfstream G550
Этим самолетом предположительно владеют: Владимир Потанин, Владимир Богданов, Олег Дерипаска, Араз Агаларов, Александр Пономаренко, Виктор Харитонин.
Владимир Потанин
Рейтинг Forbes: №6
Состояние в 2018 году: $15900 млн
Узнать подробнее
Олег Дерипаска
Рейтинг Forbes: №19
Состояние в 2018 году: $6700 млн
Узнать подробнее
Владимир Богданов
Рейтинг Forbes: №55
Состояние в 2018 году: $1800 млн
Узнать подробнее
Александр Пономаренко
Рейтинг Forbes: №34
Состояние в 2018 году: $3400 млн
Узнать подробнее
Араз Агаларов
Рейтинг Forbes: №54
Состояние в 2018 году: $1800 млн
Узнать подробнее
Виктор Харитонин
Рейтинг Forbes: №74
Состояние в 2018 году: $1400 млн
Узнать подробнее
Bombardier Global 5000
Таким самолетом предположительно владеют: Андрей Молчанов, Алексей Репик, Анатолий Седых, Александр Светаков, Владимир Лисин.
Владимир Лисин
Рейтинг Forbes: №1
Состояние в 2018 году: $19100 млн
Узнать подробнее
Андрей Молчанов
Рейтинг Forbes: №82
Состояние в 2018 году: $1200 млн
Узнать подробнее
Александр Светаков
Рейтинг Forbes: №38
Состояние в 2018 году: $3300 млн
Узнать подробнее
Анатолий Седых
Рейтинг Forbes: №143
Состояние в 2018 году: $750 млн
Узнать подробнее
Алексей Репик
Рейтинг Forbes: №47
Состояние в 2018 году: $2100 млн
Узнать подробнее
Bombardier Global Express XRS
Таким самолетом предположительно владеют: Муса Бажаев, Михаил Гуцериев, Александр Абрамов, Александр Фролов.
Муса Бажаев
Рейтинг Forbes: №164
Состояние в 2018 году: $600 млн
Узнать подробнее
Александр Абрамов
Рейтинг Forbes: №21
Состояние в 2018 году: $5200 млн
Узнать подробнее
Александр Фролов
Рейтинг Forbes: №44
Состояние в 2018 году: $2200 млн
Узнать подробнее
Михаил Гуцериев
Рейтинг Forbes: №24
Состояние в 2018 году: $4800 млн
Узнать подробнее
Источник: опросы экспертов, beam.land, private-jet-fan.com, bizavnews, aviaforum.ru, avbuyer.com, pyxis.aero, jetstory.com, oeisa.aero, libertyjet.com, airport-data.com, woodair.net, laasdata.com
Оценка дана без учета стоимости интерьеров, данные стоимости на момент введения санкций в апреле 2018 года.