Испанская партия. Зачем Фридману спасать ретейлера Dia

Источник: forbes.ru

Инвестиционная компания LetterOne (L1) Михаила Фридмана и его партнеров по «Альфа-Групп» хочет стать единоличным владельцем испанского ретейлера Dia. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте L1. Компании уже принадлежит 29% Dia, теперь она хочет выкупить оставшиеся 71% акций по цене €0,67 за штуку, то есть с премией в 56,1% к цене закрытия 4 февраля. Таким образом, за пакет акций L1 готова заплатить €296 млн.

«L1 Retail (подразделение L1 — Forbes) считает, что при правильном руководстве и управлении Dia может осуществить трансформацию и восстановить лидирующие позиции в Испании на благо испанской экономики», — говорится в сообщении компании. Чтобы достичь этого, L1 Retail обязуется докапитализировать сеть на €500 млн после реструктуризации задолженности.

Созданная в 1966 году сеть Dia базируется в пригороде Мадрида Лас-Росас и управляет 7429 магазинами в Испании, Португалии, Бразилии, Аргентине и Китае. Выручка по итогам первых девяти месяцев 2018 года составила €5,5 млрд — на 13,4% меньше чем годом ранее. Впрочем, финансовые показатели сети супермаркетов падают не первый год, равно как и стоимость акций — с 2015 года котировки обвалилась в десять раз. L1 стала акционером испанской компании летом 2017 года, купив 3% акций Dia, и впоследствии нарастив долю до 29%. Почти весь пакет, который хочет выкупить L1, приходится на free-float — 69,343%, еще 1,656% приходится на казначейские акции. Зачем Фридману и партнерам понадобился проблемный актив?

По словам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, обвал котировок Dia произошел на фоне проблем с кредиторами. В прошлом году сообщалось, что акционеры компании не могут договориться с банками о рефинансировании долга на €1,8 млрд. «Бумаги были исключены из индекса Мадридской фондовой биржи IBEX-35. Крупные фонды объявляли об открытии коротких позиций в бумагах, и цена продолжала снижаться», — говорит Ващенко. Впрочем, по его мнению, долг компании (около 3х EBITDA) достаточно комфортен. На выплату процентов уходит €30-40 млн в год при прибыли около €200 млн. Премия 56%, которую готовы заплатить акционеры L1, кажется аналитикам вполне адекватной: текущие котировки ретейлера явно не отражают его реальную стоимость.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Иван Федяков отмечает, что Испания отличается от других стран Европы одной из самых низких покупательных способностей населения. «Потребительский рынок Испании на протяжении последних десятилетий не растет», — поясняет эксперт и напоминает, что в конце прошлого года торговая сеть Castorama объявила об уходе с испанского рынка. «Даже крупные международные ретейлеры не выдерживают той ситуации, все активы на рынке подешевели, иногда до такого уровня, что компании просто готовы их бросать, как Castorama, — продолжает Федякин. — Сейчас ряд агрессивных инвесторов выступают в роли «шакалов», которые ищут «раненые» активы. Это юг Европы, не только Испания, но и Португалия, и другие регионы. Они находят там активы, чтобы возможно их соответствующим образом вывести на приемлемый уровень рентабельности». За счет чего можно развить слабые и не очень перспективные активы? Очевидно, что за несколько лет радикальных перемен на испанском рынке не произойдет. Значит, надо искать способы повышения эффективности этих неэффективных активов внутри, резюмирует Федяков.

Он напоминает, что в России у Фридмана и партнеров есть хороший опыт управления крупнейшей торговой сетью X5 Retail, они могли бы повторить этот успех на других рынках. «Если в последующем произойдет некая интеграция бизнеса на базе IT-платформ, закупочной политики, управления и так далее, можно будет говорить о синергетическом эффекте для обеих компаний и получении положительных финансовых результатов за счет оптимизации издержек», — убежден Федяков. В прошлом году Х5 вошла в топ-10 европейского ретейла с оборотом свыше €20 млрд, что позволяет считаться с ней как с потенциальным международным европейским игроком. Выходить на внешние рынки Х5 мотивируют и недавние изменения в законодательстве: в России с конца 2018 года введено ограничение, по которому одна сеть не может занимать больше 25% рынка в одном регионе. В итоге Х5 лишиться возможности открывать новые магазины в привлекательных для развития регионах, например, Санкт-Петербурге.

«Их уже начинают сдерживать в развитии в России, но их ничто не сдерживает в том, чтобы свои лучшие практики использовать на испанском рынке, — уверен Федяков. — Многие вещи там можно было бы повторить. А благодаря эффекту синергии этот бизнес будет проще вывести в рентабельную зону, и впоследствии либо продать, либо привлечь новых инвесторов. Для Фридмана сейчас это фактически профильный бизнес. Ему просто нужно все лучшие практики, полученные здесь, реализовать там, и получить соответствующий доход».

Российские ретейлеры уже начали выходить на европейский рынок. Например, торговая сеть «Светофор», которая агрессивно развивалась на российском рынке, планирует осваивать Восточную Европу. В январе ретейлер уже открыли первый магазин в Германии. «Сейчас российский ретейл достаточно серьезно окреп, прокачался новыми технологиями, и такого пиетета перед европейскими компаниями, как был раньше, нет. Они впитали в себя самые современные технологии, не будучи обремененными активами и долгами прошлых лет», — заключает Федяков.