«Красное&Белое», «Дикси» и «Бристоль» договорились о слиянии

Источник: forbes.ru

Сети алкомаркетов «Красное&Белое» и «Бристоль», а также ретейлер «Дикси» договорились о слиянии, говорится в совместном заявлении трех компании, сообщают «Ведомости». Таким образом, будет создан третий по размеру выручки ретейлер в стране (после «Магнита» и X5 Retail Group).

В объединенной компании владельцу «Красного&Белого» Сергею Студенникову будет принадлежать 49%, а владельцам «Дикси» и «Бристоля» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву — 51%. Кесаев и Кациев — основатели группы компаний «Меркурий», в которую входит, в частности, крупнейший табачный дистрибьютор «Мегаполис». Для «Дикси» и «Бристоля» это уже вторая попытка объединения — весной 2015 года «Дикси» купила треть «Бристоля» за 1,78 млрд рублей, однако уже к концу года совершила сделку по обратной продаже алкогольного ретейлера за 1,83 млрд рублей. Тогда компания объясняла это «изменившейся рыночной конъюнктурой», а также тем, что ФАС не разрешил купить в «Бристоле» контрольный пакет.

Сейчас под торговыми марками «Дикси», «Бристоль» и «Красное&Белое» работают 13 тысяч магазинов.

Денежные показатели сделки стороны не раскрывают. По оценке Forbes, текущая стоимость «Красное&Белое» составляет $1,4 млрд. «Дикси» на момент делистинга в мае 2018 года стоила $686 млн. Исходя из этой цены, акции выкупались у миноритариев.

Вероятно, стороны сделки рассчитывают на то, что объединение двух крупнейших алкосетей даст синергию с точки зрения оптимизации управления и логистики, а также за счет снижения конкуренции друг с другом, говорит директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. В целом, по его словам, расширение ретейлом алкогольного сегмента в виду его большей рентабельности и большего удобства (неограниченный срок хранения товара, нет необходимости соблюдения специальных температурных условий) – тренд последнего времени, так что направление развития «Дикси» укладывается в логику движения рынка. Сейчас в связи с ухудшением транспортной доступности для автомобилистов магазинов в крупных городах, новый импульс развития получает формат магазинов у дома, который предполагает наличие большого количества относительно мелких магазинов в районах с большим количеством покупателей, продолжает Худалов. С этой точки зрения, наличие большого числа торговых точек, хоть и небольшого размера (около 100 кв.м.) даст преимущество «Дикси» за счет большего охвата покупателей.

У сетей «Бристоль» и «Красное&Белое» много общего. Обе сети начали развиваться в провинции, и обе в последние годы демонстрировали стремительный рост финансовых показателей. Выручка нижегородской сети алкомаркетов «Бристоль» в 2017 году составила 68 млрд рублей (на 62% больше, чем годом ранее), а челябинской «Красное&Белое» — 210 млрд рублей (плюс 52% к году ранее). Выручка «Дикси Групп» в 2017 году составила 283 млрд рублей (минус 9% по сравнению с годом ранее).

Менее месяца назад в головной офис «Красного&Белого» с обысками приходили силовики. Тогда в следственных мероприятиях приняли участие сотрудники ФСБ, Росалкогольрегулирования и Федеральной налоговой службы. Основанием для обыска, как объяснял представитель компании, стали подозрения в обороте контрафакта и неуплате налогов. В результате обысков работа компании «была парализована», говорил ее представитель. О том, что стало итогом действий силовиков, не сообщалось. А в августе на «Красное&Белое» в нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы пожаловался будущий партнер — компания «Бристоль», которая указала на то, что «Красное&Белое» ведет торговлю табачными изделиями в магазинам, находящихся в стометровой зоне от образовательных учреждений. Этот случай жалобы в антимонопольное ведомство был далеко не единственным — такое происходило в нескольких российских регионах.