В новой упаковке: что происходит с ценами на яйца

Источник: forbes.ru

Куриные яйца в упаковках по девять штук вместо десяти появились на прилавках некоторых российских магазинов. Информацию быстро распространилась по соцсетям и медиа — в поле зрения попала продукция птицефабрики «Вараксино» в Удмуртии. Новости о «девятках» яиц появились на фоне свежих данных от Росстата, согласно которым куриные яйца к концу 2018 года дорожали стремительными темпами — в декабре цены на них оказались на 25,9% выше, чем годом ранее (из основных продуктов питания больше за год подорожал только сахар — на 28,3%). Всего за месяц, с ноября 2018 года, яйца выросли в цене на 15,4%, при этом продукт дорожал практически во всех регионах страны, больше всего — в Удмуртии (на 31%), в республике Марий Эл (на 29,5%), в Орловской и Калининградской областях (на 28,3%).

Появление новой упаковки никак не связано с динамикой цен на яйца, говорят опрошенные Forbes эксперты. Гендиректор Российского птицеводческого союза (РПС) Галина Бобылева убеждена, что новая упаковка не призвана нивелировать в глазах покупателя удорожание продукта. Возможно, это маркетинговый ход птицефабрики, а может быть производитель упаковки сделал новый продукт, исходя из собственных соображений, предложил его фабрике, а она согласилась его закупить. Бобылева напомнила, что яйца в рознице сегодня продаются в упаковках по шесть, десять, двадцать и тридцать штук.

Маркетинговым ходом в преддверии новогодних праздников объяснили появление упаковки и в самой птицефабрике «Вараксино». «Кроме «девяток» мы выпускаем яйца и в классических упаковках по десять и двадцать штук», —заявил «РИА Новости« представитель компании.

Сезонные колебания

Никакого дефицита яиц на рынке, который мог бы привести к росту цен, нет, подчеркивает Бобылева. В 2018 году, по ее словам, производство яиц в России выросло на 320 млн штук и сопоставимый прирост происходит последние несколько лет. Всего в прошлом году в стране было произведено более 45 млрд куриных яиц. Удорожание яиц она объясняет сезонными колебаниями цен, которые ежегодно растут осенью и зимой. К лету же цены обязательно снизятся, так как такой продукт сложно хранить производителю и ретейлерам, уверена гендиректор РПС.

По словам ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Даниила Хотько, производство яиц в России действительно растет последние пять лет: в 2013 году оно составило по всем категориям хозяйств 41,3 млрд штук, в 2017 — 44,8 млрд, в 2018-м превысило 45 млрд.

Тем не менее, динамика последних месяцев не столь радужная. С августа 2018 выпуск столового яйца в России начал снижаться по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ИКАР это связывают со снижением доходности в этом секторе, этим частично объясняется рост цен. Он напоминает, что в 2017 году цены на яйцо были самыми низкими за последние годы, достигнув у производителей трехлетнего минимума. То же наблюдалось и в рознице. Но в начале 2018 началось удорожание себестоимости — в четвертом квартале прошлого года цена на зерно и масличные культуры, на которые приходится 70% кормовой базы, выросли на 30-50% по сравнению с 2017 годом. Это ударило по рентабельности производства и обострило конкуренцию как на региональном, так и на федеральном уровне, говорит Хотько. Предприятия, оказавшиеся неэффективными по себестоимости из-за изношенности оборудования или удаленного расположения, были вынуждены сокращать производство, чтобы удержаться на плаву, добавляет эксперт. По мнению эксперта ИКАР, ситуация с ростом цен на яйца похожа на то, что происходит на рынке бройлеров, где наблюдался бурный рост производства и снижение цен, но потом, когда из-за конкуренции неэффективные игроки стали покидать рынок, цены начали расти.

Хотько подчеркивает, что речи о дефиците на рынке яиц не идет — к лету цены на яйцо начнут снижаться. Однако нельзя не признать того, что отрасль перешла в стадию жесткой конкуренции на внутреннем рынке и в 2019 году ряд компаний может уйти с рынка на фоне укрепления позиций крупнейших игроков в отрасли, указывает Хотько.