Гедонизм как стиль жизни

Решила порассуждать о гедонизме, разобраться в этом учении, его истории, и рассказать вам о том, как я следую гедонизму. Спойлер: я считаю, что даже в нашей, казалось бы, сложной современной жизни, вполне возможен полный гедонизм.

Гедонисты — это люди, целью которых является получать удовольствие от жизни. Они хорошо чувствуют свои "хочу", умеют их реализовать и наслаждаться результатами этих достижений.

Гедонизм (от греческого hendone — наслаждение) — учение о том, что удовольствие является не только высшим благом, но и смыслом жизни. Согласно этому учению, все остальные существующие у человека ценности — это лишь ключи к достижению удовольствия.

История гедонизма

Концепцию этого учения разработал древнегреческий мыслитель Аристипп. Философ определял для души человека два состояния — удовольствие и боль. Счастье по Аристиппу — это максимальная степень удовольствия без боли, а смысл жизни — в физическом наслаждении. Гедонизм был особенно популярен в эпоху абсолютизма, в частности во Франции времен Людовика XV. Однако в то же время это учение часто трактовалось превратно — как способ достижения простейших нужд, присущих аморальному поведению.

Эпикур был одним из первых последователей гедонизма. Он был первым философом в Древней Греции, который заинтересовался вопросами счастья, а не добродетели. Он поставил перед собой цель — изучить вопрос "что делает людей счастливыми?". И в результате своих исследований, выявил три ошибки в наших суждениях о счастье:

  • Мы связываем счастье с наличием романтических и сексуальных отношений, но он заметил, как много людей совсем несчастливы в отношениях и в браке. При этом, дружеские отношения — гораздо приятнее, и редко огорчают нас. Единственная проблема — мы редко встречаемся с друзьями.
  • Мы мечтаем о деньгах, которые сделают нас якобы счастливыми. Но нам приходится идти на зависть, клевету, воровство и делать другие плохие поступки ради денег. Он считал, что удовольствие от работы, на самом деле, приходит от чувства своей пользы и значимости своего труда, а не от высокого заработка.
  • Мы одержимы роскошью, но, он заметил, что за нашей любовью к красивой жизни, кроется желание покоя разума и его свободы от скуки и хаоса. А роскошь не помогает найти покоя.

Счастье на самом деле связано с другими вещами. По его мнению для счастья нужны: регулярные встречи с друзьями — он даже построил дом, в котором жил со своими друзьями; отказ от высокой зарплаты, чтобы вносить свой вклад в мир и чувствовать самореализацию; поиск покоя в себе, а не во внешнем мире и красивой картинке жизни — эта идея настолько сработала, что эпикурейские коммуны стали появляться в нескольких странах, пока их не разрушил приход церкви.

Виды гедонизма

Существует инфантильный гедонизм и зрелый гедонизм:

1. Инфантильные гедонисты — это эгоцентричные люди, которые сфокусированы исключительно на себе и своих желаниях . Они получают удовольствие от жизни, но больше ничего в жизни не имеют. Часто с ними связывают алкоголь, секс, наркотики, азартные игры и лень. В какой-то момент такие гедонисты понимают, что их жизнь пустая, и могут столкнуться с депрессиями.

Такие гедонисты не получают важного вида удовольствия, который получают другие — удовольствия от достижения целей. Инфантильные гедонисты на самом деле получают ограниченное удовольствие — от примитивных желаний.

2. Зрелые гедонисты ищут удовольствия и в развитии, и в служении, а не только в своих эгоистичных желаниях. У зрелого гедониста, кроме локальных удовольствий, есть отношения, работа и самореализация. Именно туда он вкладывает свою энергию и силы. Он заботится о своем здоровье, в отличие от инфантильного гедониста. Он ставит себе цели и пытается их достигать. Как следствие — получает удовольствие от этого.

Человек нуждается в гедонизме, но в правильном — зрелом.

Поэтому секрет наслаждения таков: только те люди, у которых развиты все сферы жизни, будут по-настоящему ей наслаждаться.

Мой подход

Я люблю это направление и придерживаюсь его. Я не понимаю смысла в жизни со страданиями. Мне кажется, что смысл в развитии (эволюции), но и в параллельном наслаждении процессом. Если наслаждаться инфантильно — просто отдыхая, деградируя и поглощая вкусную еду и наркотики — это даже не жизнь, а какое-то существование, так как нет развития и нет пользы для других. А если наслаждаться и при этом развиваться, то хорошо будет и себе и всем остальным.

Недавно мы спорили с друзьями насчет двух подходов: наслаждаться всегда всем или наслаждаться только целью, но не процессом. Я — за первый подход. Они были за второй, который подразумевает осознанное целеполагание и наслаждение жизнью в целом, но не в частности — нет наслаждение процессом на пути к целям, есть только самодисциплина.

В моем подходе: не каждое действие будет нравится сначала, но после небольшой дисциплины, оно будет. Важно подтолкнуть себя, начать — а затем наслаждаться и процессом, и результатом. А если не получается найти приятные варианты процесса для достижения какой-то цели, то нужно от нее отказаться — она не стоит того, чтобы тратить свое время на страдания. При этом, важно различать страдания и лень, которая случается из-за слабой дисциплины. Этот подход можно реализовать через фильтр:

  • хочу достичь цели Х
  • это можно сделать так, так и так
  • выбираю самый приятный вариант => наслаждаюсь не только целью, но и процессом

Таким образом можно наслаждаться и целью, и процессом — при этом не стоять на месте. Я стараюсь пользоваться таким фильтром всегда.

Наше общество, особенно российское, не привыкло наслаждаться чем-либо. Мы отказываем себе в удовольствиях так, как будто бы кто-то авторитетный нам сказал, что наше предназначение — страдать.

Хотя скорее всего так и было — это пропагандировалось и в православной церкви, и в Советском Союзе. Удовольствия многих людей часто выражаются через «не»: «не болит», «не беспокоит», «не хуже, чем у кого-то». Никакой осознанности 🙂

Стандарты жизни у большинства россиян (и не только) очень заниженны. Многие довольствуются дачей в двух часах езды от города, машиной и другими атрибутами посредственной жизни. Так много людей с большим потенциалом даже не позволяют себе мечтать и не верят в себя. Хотя все удовольствие и любые достижения в наших руках, и начинаются они с желания получить что-то.

Преследуя это движение, я столкнулась с двумя проблемами:

  • Непониманием людей, как я могу позволять себе столько удовольствий. Зависть, осуждения, обвинения — только потому, что они сами не готовы решиться жить хорошо.
  • Мое внутреннее постоянное повышение стандартов и желание больших удовольствий.
  • Уровень нормы постоянно растет, и если раньше, меня удивляли и радовали совсем небольшие вещи — поездки на машине, комфортная одежда, торты, азиатская еда, красивые виды — сейчас они уже стали частью привычной жизни. Во-первых, это влечет за собой увеличение трат на поддержание стандартов. Во-вторых, это может быть опасно, ведь получить большие удовольствия сложно. А когда получать удовольствия не выходит, приходят страдания и боль — противоположности гедонизма.

    Пока я нашла решение — фокусироваться на удовольствии от простых и легкодостижимых вещей, и иногда понижать свои стандарты, хотя бы чтобы они не росли слишком быстро — не соизмеримо с развитием возможностей. Но зато, это мотивирует эффективнее работать, развивать свои возможности и позволять себе жить в соответствие со всеми желаниями.

    Буду рада, если вы поделитесь своей философией жизни или вашими приемами, как вы справляетесь с указанными проблемами гедонизма!