Уровни управления знаниями

Информация и идеи — это строительные блоки нашей реальности. Их стало слишком много, но если научиться ими управлять и грамотно использовать наш интеллектуальный капитал, наш мир станет гораздо лучше — и лично наша жизнь и весь мир в целом. Рассказываю об уровнях управления информации и плюсах создания второго мозга для этого.

Второй мозг — это помощник первому мозгу. Он помогает разгрузить голову для большего креатива, фокуса и эффективной работы мозга. Второй мозг — специальная система управления информацией — позволяет собирать, организовывать и использовать всю информацию, которая приходит к вам в течение дня: идеи, мысли, советы людей, информация ото всех источников.

Представьте, что все ваши документы, электронные заметки, фотографии, сохранненые веб-страницы, скриншоты, файлы, вручную написанные заметки, голосовые записи и заметки по книгам остаются сохраненными и связанными между собой в специальной системе, что позволяет вам в любой момент найти нужное и использовать для своих целей. Это и есть ваш второй мозг.

Начать управлять знаниями можно с простого шага: записывать и выгружать из головы все то, что можно записать в какой-либо форме. После этого шага можно перейти к следующим уровням управления знаниями, о которых я расскажу ниже.

Зачем нужен второй мозг?

Идеи представляют собой одну из самых мощных сил в современном мире. Идеи являются строительными блоками современного мира. Они ежедневно определяют наше мышление и поведение. Мы зависим от новых идей для улучшения нашего здоровья, продуктивности и отношений, для понимания различных концептов мира и для актуализации нашего восприятия.

Самым важным фактором нашей эффективности, нашего влияния и нашего будущего является воплощение новых идей в жизнь. Но несмотря на доступность знаний, нам по-прежнему трудно претворить их в жизнь — учиться, вводить новшества и разрабатывать новые способы мышления и работы. Наш прогресс как личностей и как всего человечества зависит от нашей способности превращать наши знания в конкретные результаты в реальном мире.

Наше общество нуждается в смене парадигме отношения к информации. Больше не нужно воспринимать информацию через дефицит, контроль и потребление. Восприятие информации должно сменится с дефицита на изобилие. Если мы хотим добиться успеха в современном мире, нам необходимо превратить информацию из источника стресса и неопределенности в источник творчества и изобилия. Нам нужно научиться перемещаться по информационной волне, а не тонуть в ней.

Сила в обмене идеями, а не их накоплением. Дефицитное мышление прошлого заставляло нас прятать и защищать наши идеи. Но сегодня сила и влияние приходят от отдачи — когда мы делимся своими идеями, а не храним их в секрете. Творчество больше не ограничивается избранными — оно открыто для всех, у кого есть смелость, чтобы поделиться своей работой с миром. Мы все можем стать творцами идей, которые больше всего хотим видеть в мире.

У каждого есть возможность улучшить свое мышление с помощью технологий. Мы все чувствуем необходимость постоянно учиться и совершенствоваться, но многое из того, что мы потребляем, не сохраняется ни в какой форме. С появлением современных технологий у всех нас появилась возможность делегировать запоминание компьютеру и даже использовать его для улучшения и расширения нашего мышления. Имея инструменты для запоминания и размышлений в компьютере, мы можем посвятить свой разум творчеству и созданию уникальных идей, на которые способны только мы.

Построение второго мозга позволяет развивать первый мозг. Более совершенные инструменты мышления позволят нам быть эффективнее и полезнее для окружающего мира. Второй мозг берет на себя бремя запоминания фактов и деталей, поэтому мы можем свободно воображать, творить и наслаждаться жизнью. Конечная цель второго мозга — заставить наши идеи работать на нас, чтобы мы могли жить более полноценной и значимой жизнью.

Управление знаниями

Я писала уже несколько статей об этапах организации информации и работы с ней по системе GTD. Но помимо практичных навыков, полезно понять теорию процесса управления информацией. Вот 4-этапный процесс этого навыка по мнению Тиаго Форте:

  • Хранение: сохранение ценной информации из интернета и окружающего мира вокруг вас.
  • Организация: разбивание этой информации на небольшие части и их подготовка для дальнейшего использования.
  • Дистилляция: извлечение фрагментов знаний, наиболее важных для ваших текущих целей.
  • Выражение: превращение ваших знаний в творческий результат, оказывающий влияние на других.

Чтобы определить на каком уровне вы находитесь, прочтите их описание нихе и выберете тот, который больше всего соответствует вашему текущему опыту.

Уровень 1: Хранение информации

На первом уровне вы используете программы своем компьютере или приложения на телефоне для получения, редактирования и отправки информации (например, по электронной почте, через календари или браузер). У вас есть базовое представление о том, как работают эти программы, и вы чувствуете себя комфортно, используя их в повседневной жизни.

Вы организуете свои файлы, используя иерархию по умолчанию, которая предлагается самой программой. Например, в папке Документы с вложенными папками внутри. Вы можете чувствовать себя некомфортно при сохранении файлов, потому что не знаете, как и когда снова их увидите. Но вы достаточно уверены, что сможете найти свои самые важные файлы, когда они вам понадобятся.

Вы делаете заметки на своем смартфоне, в основном для разовых практических задач, таких как ведение списка покупок, заметки с встречи, звонка или сохранение закладок с сайтов. Вы даже можете время от времени сохранять заметки из источников, которые используете, например из книг или подкастов, но не как их не обрабатываете.

Уровень 2: Организация информации.

Вы начали собирать не только фактическую информацию, но и идеи и мысли: уроки, которые вы усвоили; идеи, которые у вас были; цитаты, которые нашли отклик; связи между идеями; метафоры и аналогии; наблюдения и личные размышления. Вы собираете как идеи из ваших собственных мыслей, так и из внешних источников.

У вас есть четкое представление о том, как и где сохранять файлы. Цифровые заметки в той или иной форме являются важной частью вашей повседневной жизни, и вам нравится собирать информацию из самых разных источников, таких как документы, книги, статьи, фотографии, рисунки, снимки экрана, визитные карточки, видео или рецепты. Вы используете свои устройства, как и все остальные люди, но вы не просто потребляете информацию — вы собираете лучшее из того, что находите, в своей личной библиотеке знаний.

На этом уровне ваши заметки начинают работать как мысленный партнер, напоминая вам о вещах, которые вы полностью забыли, и обнаруживая неожиданные связи между идеями. Акцент смещается со сбора дополнительной информации на использование уже имеющихся знаний. Вы регулярно совершенствуете свои инструменты управления знаниями и проводите небольшие эксперименты, чтобы найти более эффективные способы работы.

На этом уровне, обслуживание вашей системы высвобождает больше времени и энергии, чем требуется для самого обслуживания. Ваш разум более ясен и способен сосредоточиться, потому что вы знаете, что все важное надежно сохраняется. У вас есть четкое представление о том, как информация проходит через вашу систему и в конечном итоге становится чем-то материальным.

Уровень 3: Дистиляция информации.

Вы начали переключать свое внимание с мира идей на мир действий. Вам нравится генерировать идеи, но вы хотите, чтобы эти идеи проявлялись в реальном мире. Вы стремитесь использовать свои знания для ощутимого улучшения своего обучения, здоровья, карьеры, бизнеса и общества.

Вы становитесь более разборчивыми и избирательными в отношении потребляемой информации, решительно предпочитая только самые качественные и достоверные источники, которые напрямую связаны с целями, над которыми вы работаете. Вы используете свои заметки для выполнения более амбициозных и сложных проектов, чем вы могли бы справиться самостоятельно. Вы значительно более продуктивны, креативны и расслаблены, чем были бы опираясь только на свой мозг.

На этом уровне вы прикладываете столько же творчества к работе вашей системы, сколько и к знаниям, которые она содержит. Вы часто удивляете себя новыми творческими способами использования заметок или обнаруживаете, что они подталкивают ваше мышление к новым направлениям. Вы меняете способ своей работы, чтобы как можно глубже интегрировать свою систему управления знаниями в свое мышление из-за невероятных возможностей, которые она дает вам.

Преимущества вашей системы выходят за рамки ваших личных целей и начинают влиять на людей вокруг вас. Вы делитесь своими наиболее ценными знаниями в конкретной форме, например, через свой сайт, блог, подкаст соцсети, или продукт. Это значит, что вы постоянно привлекаете новые возможности и сотрудничаете с другими людьми, когда они сталкиваются с вашей работой.

Взаимодействие с вашей системой ведения заметок приносит вам чувство волнения и вдохновения. У вас есть полная уверенность в том, что вы можете взять любую информацию, разбить ее на мелкие части и подготовить их для быстрого поиска в будущих проектах. Вы понимаете как сильные, так и слабые стороны своей системы, и знаете, как использовать систему для ее улучшения. Вы спокойны и уверены, что не несете единоличную ответственность за все мысли и записи.

Ваша система управления знаниями дает вам уверенность в том, что у вас есть более чем достаточное количество вспомогательных материалов для всего, чем вы хотите заниматься. У вас появляется свобода заниматься самыми захватывающими, вдохновляющими и важными занятиями, которые только можно придумать.

Уровень 4: Выражение информации.

Последний уровень никогда не заканчивается — это бесконечный горизонт возможностей, простирающихся в любом направлении, в котором вы хотите двигаться.

Ваши знания работают как система, превышающая сумму ее частей, добавляя новый материал и легко сортируя и перерабатывая его для поддержки ваших долгосрочных проектов и целей. Ваш "второй мозг" постоянно выводит данные во внешний мир в форме документов, эссе, резюме, дизайнов, видео, презентаций и многого другого. Вы используете эти артефакты, чтобы приводить убедительные аргументы, привлекать людей к своему делу и создавать безупречную репутацию новатора и лидера. Ваша система постоянно развивается и совершенствуется, используя идеи, с которыми она сталкивается, по-видимому, сама по себе.

Все ваши цифровые инструменты интегрированы и работают без сбоев, требуя лишь редкого вмешательства с вашей стороны. Они работают вместе, чтобы совершать творческие прорывы. Вы можете полностью сосредоточиться на том, что привлекает ваше внимание, потому что практически вся ваша незавершенная работа осуществляется вне вашей головы. Вы практически неуязвимы для проблем и можете добиться прогресса в любое время и в любых условиях.

Вы используете свой второй мозг не только для приобретения знаний, но и для получения совершенно новых навыков и возможностей. Вы знаете, что накапливаете не только бесценный интеллектуальный капитал, но и энциклопедию неявных и эмпирических знаний, уникальных для вас. Это неявное знание позволяет вам «бить выше своего интеллектуального веса», надежно создавая решения, которые другие не могут имитировать.

В конце концов, вы также овладеваете потоком информации, происходящим внутри вас, — своими мыслями, чувствами, интуицией и желаниями. Вы используете свою систему для изучения своей личности. Ваши записи отслеживают закономерности в вашем мышлении и обучении с течением времени, помогая вам понять свою собственную эволюцию и направить ее в нужную сторону. Иногда вас охватывает чувство трепета перед красотой и элегантностью созданной вами системы — на что она способна, что ей известно и как все это работает вместе.

Идеи проходят через оба ваших разума, наполняя вас ощущением силы и потенциала. Вы контролируете свой опыт, формируя и настраивая потоки информации. Вы живете в состоянии изобилия — идеи приводят к еще большему количеству идей. Вы понимаете, что чем больше вы отдаете, тем больше к вам возвращается. Вы можете позволить себе быть щедрым, потому что вам ничего не нужно, и вы никогда не сможете исчерпать источник творчества внутри и вокруг себя.

У вас возникает ощущение, что вы играете в самую веселую и захватывающую игру в мире. По мере того, как вы учите этому других, игра становится еще веселее и еще более реальной. Вы не можете потерпеть неудачу, потому что неудача — это просто дополнительная информация, которая превращается в топливо для вашего творческого процесса.

Резюме

Общечеловеческий прогресс зависит от воплощения наших идей в жизнь, а научиться управлять ими вполне реально. Обуздать знания поможет создание второго мозга — электронной системе, которая будет помогать вам думать, пользоваться полученными знаниями, генерировать новые идеи и обучать других. О том, как создать себе такую систему я расскажу в следующей статье.

Подписывайтесь на мой телеграмм-