История «челноков» — людей с клетчатыми сумками, которые удостоились памятников

Какой кошмар сегодня точно не может присниться современному россиянину? Сны, конечно, материя тонкая и сугубо индивидуальная, но вряд ли кто-то из нас ночью видит, что не может купить одежду и обувь, мечется в поисках и не находит желаемого. Вы скажете, одежда — ерунда, лишь бы была на столе пища, и будете правы. Но когда состояние дефицита длится годами, это непросто. Спасением для жителей постсоветского пространства стали не кто иные, как челноки. Благодаря им в тяжелейший экономический период люди имели возможность одеваться, обуваться и как-то приспосабливаться к новой реальности.

Есть спрос — будет предложение

Сегодня задача большинства из нас звучит не «как купить», а «как не купить кучу ненужного и потом ругать себя и жалеть свой кошелек». Но относительно недавно проблема покупки одежды и обуви стояла достаточно остро. Можно было отовариться в государственных магазинах, простаивая в очереди. Можно было приобрести желаемую вещь у фарцовщиков. А в конце 80-х в СССР появился и третий вариант. Свободная торговля стала разрешенным видом деятельности, и многочленные «туристы» с клетчатыми сумками стали выезжать в зарубежные страны и возвращаться с туго набитыми баулами. Везли все: и вещи, и косметику, и новомодные миксеры, и даже резиновые средства барьерной контрацепции. Новое торговое сословие быстро окрестили «челноками».

«Челночный» бизнес был одним из способов прокормить семью в непростое время

Нелегкий заработок

Не стоит думать, что многие люди добровольно ушли в этот физически тяжелый и изматывающий бизнес. У многих просто не было выбора. В стране все стремительно менялось, и далеко не всегда в лучшую сторону. Множество заводов и фабрик переживали сложнейшие времена, люди теряли работу и не имели возможности кормить свои семьи. Стать челноком было реальной возможностью выжить. И далеко не всегда разбогатеть, как сейчас думают. Порой прибыль челноков была весьма скромной, но все же — доход. Легче всего приходилось тем, кто жил на границе с другими государствами. Например, из Ленинградской области челноки активно ездили в Финляндию, а жители Дальнего Востока часто наведывались в Китай. Но особенно часто российские торговцы с клетчатыми сумками бывали в Турции. В то время слова «турецкий» и «качественный» были практические синонимами. Закупаясь в 90-е турецкими тканями, обувью и косметикой, челноки знали, что этот товар буквально «оторвут с руками».

Челноки активно ездили во все соседние страны и возвращались с объемным грузом

Бум «челночной» торговли и ее спад

Перевозя объемные тяжелые сумки, челноки часто не могли засунуть их в багажное отделение — они просто не влезали туда. Поэтому нормальной картиной был салон самолета, в котором большинство мест занимали торговцы, окруженные гигантскими баулами. Часто в туго набитых сумках утопал и сам проход, экипажи самолетов понимали сложившуюся экономическую ситуацию и чаще всего закрывали на это глаза. Кстати, некоторые из них тоже «челночили».

Некоторое время к пассажирам-челнокам относились очень лояльно, позволяя брать много сумок в салон

Ошибкой будет считать работу челнока легкой. Сначала нужно было собрать деньги на поездку, потом купить товар и тащить его на себе, а позже, уже на родине, стоять на рынке и торговать им в любую погоду. Чтобы, распродав, отправиться за вещами снова. И так до бесконечности.

Памятник челнокам в Екатеринбурге
И в Белгороде

Постепенно деятельность челноков становилась все менее выгодной. Государства вводили разнообразные новые таможенные правила, в авиакомпаниях стали строже ограничивать вес багажа, а власти в городах старились взять торговлю на рынках под свой контроль. А уж в начале 2000-х годов с появлением торговых центров, светлых, просторных, где можно любую вещь померить в теплоте и удобстве, участь открытых рынков была предрешена. Они стали постепенно уходить в прошлое. Как и челноки. Но именно этим людям, постоянно пересекающим границы с тяжелыми клетчатыми сумками, обеспечивающим свои семьи доходом, а граждан своей страны — вещами, поставлено несколько памятников. И в память о том непростом времени, и в благодарность за их труд. А вы застали период, когда одеться можно было только на открытых рынках?

Узнайте, кто становился

Источник: travelask.ru