Водяные фуникулеры — хитроумное решение транспортных проблем в городах Европы

В середине XIX века, когда они только появились, фуникулеры были весьма прогрессивным видом городского транспорта. Небольшие вагончики с канатной тягой были призваны решить проблемы жителей крупных городов со сложным горным рельефом и плотной городской застройкой. В наши дни это скорее историческое наследие, привлекающее внимание туристов, хотя в некоторых городах мира фуникулеры имеют вполне современный вид и по-прежнему играют важную транспортную роль. Среди фуникулеров выделяется водяная разновидность этого транспорта, работа которого весьма любопытна.

Традиционные фуникулеры используют двигатели для перемещения пассажиров по рельсовой дороге. Чаще всего на линии имеется два вагона, которые соединены канатом и перемещаются за счет работы двигателя, а также разницы в весе между ними. Особенность таких небольших вагончиков состоит в том, что их проектируют специально для конкретной трассы, так как угол наклона поверхности в каждом месте размещения линии различен.

Схема работы фуникулера

Водяные же фуникулеры устроены несколько иным образом и могут работать без электродвигателей. В качестве движущей силы в них используется разница в весе между верхним и нижним вагоном, которая достигается при помощи водяного балласта. Эту простую и вместе с тем гениальную схему предложил швейцарский инженер Никлаус Риггенбах. Оба вагона, которые, также как и в традиционной схеме, связаны друг с другом тросом, имеют бак для воды. Вагон, находящийся наверху, наполняется водой, становится тяжелее нижнего и начинает двигаться вниз. Одновременно с ним начинает подниматься нижний вагон, баки которого пусты и не создают лишнего веса. Решение о том, какое количество воды набрать в каждом рейсе, принималось, исходя из количества пассажиров.

Водяной фуникулер в городе Брага, Португалия

Преимущества водяных фуникулеров заключаются в том, что нет необходимости тратить электроэнергию. В то же время требуется достаточное количество воды, которая заливается в каждом рейсе и сливается. Это могла быть замкнутая система, или воду каждый раз заливали заново, а также использовали в качестве наполнения ненужные канализационные стоки.

Водяной фуникулер в городе Фолкстон, Великобритания

Но наряду с преимуществами у водяного фуникулера был один существенный недостаток, который в конечном итоге и привел к тому, что этот вид транспорта практически исчез. Вода в баках замерзала при отрицательных температурах, поэтому в зимний период использовать их было невозможно. Несмотря на это, в Европе до сих пор функционирует несколько водяных фуникулеров, большая часть из которых расположена в городах Великобритании.

Водяной фуникулер в городе Фрайбург, Швейцария

Источник: travelask.ru